Смею утверждать, что повсеместная ликвидация УЖД в лесной отрасли, это результат недобросовестной конкуренции со стороны автомобильного лобби. Людям навязывается понятие о мнимых прелестях автотранспорта, который, на самом деле, в большинстве случаев в наших лесах имеет только недостатки, зачастую непреодолимые.
Есть видеоролик Камбарского машиностроительного завода, где приведены сравнительные параметры разного вида дорог. По этим сведениям, строительство узкоколейной железной дороги в среднем почти в три раза (2,8), а содержание более чем в пять раз дешевле чем автодороги пятой (последней) категории. Сроки строительства в два раза меньше:
Эти машиностроители, конечно, люди заинтересованные (завод - единственный производитель подвижного состава УЖД), но не будут же они откровенно врать. А вот автомобилисты зачастую врут очень сильно.
Что такое лесные автодороги хорошо видно в любительском ролике:
Поддержка Windows XP приостановлена Microsoft.Чтобы функции ВКонтакте работали быстро и стабильно, установите:
// vk.com
Автомобильное лобби добилось того, что УЖД устранены из государственных нормативных документов. В соответствии с частью 11 статьи 23.2 Лесного кодекса Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 730-р утвержден Перечень машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса.
В этом документе нет никаких упоминаний об УЖД, а в части машин, пригодных для транспортировки древесины из леса приведены только автотранспортные средства. Это Автолесовозы (код Общероссийского классификатора основных фондов 310.29.10.59.120), средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска (310.29.10.59.220), средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами (310.29.10.59.310), а также прицепы и полуприцепы, технически допустимая масса которых свыше 10 тонн, прицепы и полуприцепы тракторные (310.29.20.23.114 и 310.29.20.23.130). И больше ничего.
Так что любая попытка применить для вывозки леса что-то иное оказывается вне закона. Например вот такая:
Часто, в том числе на этом форуме, разговор об УЖД ведется в терминах «рентабельно – не рентабельно». Никак не берётся в расчёт, что в своё время эти дороги, помимо производственных задач, обеспечивали нормальное социальное развитие многих территорий. Во многих случаях это был единственный эффективный круглогодичный вид транспорта, например, в сильно заболоченных местностях Западной Сибири. Самое интересное, что и в смысле затратности УЖД сильно эффективнее автодорог. А в упомянутых нормативных документах лесовозные автодороги отнесены к дорогам необщего пользования и движение по ним кого-либо, не имеющего отношения к вывозке леса, не допускается. То есть для обеспечения жизнедеятельности поселений в лесной области автодорог как бы и нет.