С учётом появления двухкомпонентных 3д-принтеров, печатающих тугоплавкими материалами, включая керамику (Тпл < 5000C), предлагаю такую предельно простую и безусловно гениальную идею.
Топливо реактора (в космическом исполнении - вся активная его зона) печатается из оксида урана/плутония таким образом, чтобы создавать замкнутые микроконтура из сети капилляров от периметра к центру и сопел от центра к периметру. Из металлического урана на боковушках сопел печатаются электроды, сопла соединяются последовательно, итоговые 2 контакта получившейся сети выводятся наружу.
Распечатаное топливо помещается в абсолютно герметичную прочную оболочку, перед герметизацией контура заполняются цезием.
Получившийся стержень помещается в магнитное поле, создаваемое внешним сверхпроводниковым магнитом.
Смысл в том, что если стенки капилляров из материала, который цезий смачивает, то силы поверхностного натяжения будут работать как насос, затягивая жидкость от периметра в капилляры. В микроканалах жидкость кипит, пар идёт в сопло. Если в центре стержня достигается температура порядка 2000-2500С (что вполне типично для керамического топлива в самом центре топливной таблетки в обычном водо-водяном), то обеспечивается
более чем достаточная для работы МГД ионизация цезиевого пара. Более того, плотность ионизирующего излучения в работающем реакторе достаточна даже для эффективной неравновесной ионизации.
Получаем вполне эффективный цикл Ренкина с параметрами 2500К/1000К и индикаторным КПД порядка 30 процентов. Сколько-то теряется на трение в жидкости, в газе, на внутреннее электрическое сопротивление и т.п., но! Но при этом:
а) наружний магнит - это всё из "вспомогательного" оборудования реактора. Фактически, мы имеем активную зону, из которой прямо идут провода. Дополнительной массы - абсолютный минимум, вся масса реактора состоит из топлива + системы управления + магнит. Идеально для космического реак…
Дальше »»»