Реклама Google — средство выживания форумов :)
На месте крушения украинского беспилотника в лесу под Калугой нашли авиабомбу ОФАБ-100-120. Об этом пишет Telegram-канал SHOT.
Как пишут авторы поста, бомба могла не сработать из-за низкой высоты полета дрона.
По информации из открытых источников, внутри осколочно-фугасной бомбы данного типа размещается 46 килограммов взрывчатого вещества. Сам снаряд весит 133 килограмма при длине 130 сантиметров и диаметре 27 сантиметров. Авиабомба предназначена для уничтожения легкой бронетехники, артиллерии и минометов, а также живой силы.
SHOT также сообщал, что взорвавшийся дрон относится к советской модели Ту-141 «Стриж». По информации канала, в СССР «Стриж» задумывался как ударный беспилотник, однако на Украине его переделывают в дрон-камикадзе. Официально принадлежность аппарата не уточнялась.
О взрыве беспилотного летательного аппарата в воздухе на окраине Калуги утром 6 февраля заявил губернатор региона Владислав Шапша. По его словам, гражданские и социальные объекты в городе повреждений не получили, а местные жители не пострадали.
Позже в сети появились кадры, на которых видно, как возле леса врывается неизвестный объект, предположительно, являющийся беспилотником. В подписи к видео допускается, что дрон мог лететь в сторону одного из военных объектов города.
... В конце января министерство торговли США ввело санкции против семи иранских юридических лиц, причастных к производству этих дронов.
Сами по себе аппараты "Шахед" включены в список экспортного контроля США как вооружения, деятельность которых противоречит американской национальной безопасности и внешнеполитическим интересам.
Некоторые из компаний в перечне связаны с военной организацией иранского режима - Корпусом стражей Исламской революции.
В то же время, ряд аналитиков и СМИ обнаружили, что "Шахеды" нельзя назвать стопроцентно иранским продуктом. Большое количество запчастей в них - импортные.
В частности, журналисты американского телеканала CNN установили, что из 52 деталей "Шахеда-136" 40 были, вероятно, произведены 13 разными американскими компаниями. Еще 12 компонентов изготовили фирмы из Канады, Швейцарии, Японии, Тайваня и Китая.
По данным британской организации Conflict Armament Research, которая провела оценку сбитых в Украине иранских дронов, 82% всех компонентов произвели компании, базирующиеся в США.
При этом авторы публикации не нашли никаких свидетельств того, что какие-либо компании-производители нарушают американские санкции против Ирана и сознательно экспортируют детали для иранских боевых дронов.
Загадочный механизм
Чтобы разобраться, что такого особенного в этом беспилотнике, BBC News Украина пообщалась с человеком, который непосредственно исследовал "внутренности" сбитых в Украине "Шахедов".
Это военнослужащий, специалист по вопросам армейской связи, радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Сергей Бескрестнов (известный также как блоггер Сергей Флэш).
Он отмечает, что беспилотник "Шахед" достаточно прост в изготовлении, но его электронная начинка сделана очень хорошо, хоть и может выглядеть устаревшей.
В частности, Бескрестнов обращает внимание, что у "Шахеда" мощная процессорная система управления полетом. Более того, часть ее элементов (реле и крепление плат) изготовлены на российских военных заводах.
Однако, отмечает Сергей, сейчас трудно определить, насколько Россия была вовлечена в производство этих БПЛА.
"Здесь сказать сложно. Либо часть элементов полностью производилась в России, либо Россия поставила Ирану оборудование и технологию для производства этой части элементов", - объяснил он в беседе с Би-би-си.
Но зачем относительно простому дрону-камикадзе мощная процессорная система? Бескрестнов предполагает, что это "заготовка" на будущее.
Сейчас "Шахеды" атакуют в одиночку, говорит он, а в будущем наверняка будут проводить атаку "роем", то есть несколькими беспилотниками одновременно.
"Здесь скорее речь идет не о вычислительной мощности, а о высокой скорости при обработке команд и сигналов от авионики. Для БПЛА это важно. И это однозначно ставка на будущее развитие этой линейки дронов", - говорит Сергей.
Эксперт указывает, что сейчас "Шахед" никакой информации в полете не передает, но в его схемотехнике заложены четыре передатчика, к которым можно подключить внешние антенны. Одна из антенн даже подключена, но имеет очень низкую мощность. Зачем она?
Сергей поясняет: "Мощность их очень маленькая, буквально 10 мВт. Поэтому о связи с базой речь не идет. Скорее это функционал на будущее, который позволит дронам работать роем в воздухе и взаимодействовать между собой или с крупным иранским дроном "Мохаджером".
Эксперт полагает, что Ирану не нужно было прилагать больших усилий, чтобы приобрести необходимую электронику для своих дронов.
Это, по его словам, "коммерческий ширпотреб", производимый множеством заводов в мире: "Все эти элементы не военного назначения. Перекрыть такие поставки невозможно. Тем более что это снабжение мелкими партиями. На них даже никто не обратит внимания в мировых масштабах".
Как работает "Шахед"?
В беспилотнике закладывается полный маршрут полета на основе системы спутниковой навигации.
Но украинские военные не могут подавить этот спутниковый сигнал GPS или подменить его координаты, указывает специалист по РЭБ.
Бескрестнов объясняет, что дело в использовании технологии CRPA (Controlled Reception Pattern Antennas - система глушения сигнала): "CRPA, образно говоря, - это антенная система из 4 антенн с математической обработкой. Она отрезает все помехи, идущие снизу от нашей РЭБ, и даже может бороться с двумя идущими сверху. Три помехи уже собьют "Шахед" с курса".
Можно ли решить эту проблему? Здесь поле для фантазий велико, но это пока в основном предположения.
Например, можно запускать дирижабли, беспилотники или зонды с РЭБ, которые будут препятствовать спутниковому сигналу сверху, а не снизу.
Двигатель "Шахеда", по словам Сергея Бескрестнова, - самая дорогая часть беспилотника.
"Он не сложен, но должен быть надежным для дальнего полета", - говорит он.
Двигатель в этом БПЛА - копия удачной немецкой модели, он производится на заводах Ирана и Китая. Важнейшая его характеристика - небольшой вес в расчете на мощность.
Его недостаток - сильный шум, похожий на рев мопеда. Это, собственно, сейчас и используют украинские военные: для выявления "Шахедов" применяют акустические радары, а также радиорадары и ручную подсветку цели.
"Нам в известной степени везет, что в России этой программой управляют некомпетентные люди, которые не умеют или просто ленятся и не используют все возможности ударных дронов типа "Шахед", - отмечает Сергей Бескрестнов.
Учёные из Северо-Западного политехнического университета (NPU) в Китае сообщили о разработке и полевых испытаниях дрона на лазерном питании. Такой беспилотник может условно бесконечно находиться в воздухе, что открывает новые перспективы для управления движением, сельского хозяйства, служб по чрезвычайным ситуациям, военных и многого другого.
На аппарате устанавливается фотоприёмник, который преобразует падающий на него свет лазера в электрическую энергию. Казалось бы, ничего сложного. Но для этого пришлось создать интеллектуальную систему визуального слежения за дроном в широком спектре погодных условий в любое время суток.
Система слежения за дроном использует в своей основе тот же передающий энергию луч лазера. По лучу также передаются сигналы управления беспилотником. «Основными моментами исследования являются круглосуточная интеллектуальная система визуального отслеживания и автономное пополнение энергии для ODD [оптически управляемого дрона] на большом расстоянии», — сообщила команда на официальном аккаунте NPU в WeChat.
Испытания в помещении и на улице днём и в ночных условиях доказали, что алгоритм хорошо переносил «засветку», выдержал проверку на разных дистанциях, не позволял дрону терять устойчивость в разных условиях и всегда точно позиционировал аппарат в воздухе. К сожалению, исследователи не назвали дистанции, на которых испытывали лазерную передачу энергии. Сделано это из соображений секретности, поскольку технология создаётся также в военных целях. Но из презентации следует, что дрон на лазерном питании может подниматься «на высоту небоскрёба».
Другим сложным моментом стала оптимизация передачи энергии лазерным лучом. Луч затухает в атмосфере и тем сильнее, чем больше турбулентность воздуха, не говоря о присутствии осадков, дыма, и других «примесей». На выручку пришла адаптивная система формирования луча. Луч лазера, кстати, автоматически отключается в случае появления препятствия на его пути. Это не даёт ничего поджечь и разрушить на его пути, что очень и очень правильно.
Целью данного способа модуляции является передача от микроспутника по переотраженному от уголкового отражателя лазерному лучу цифровой информации.