Интересные случаи в программе Аполлон

Теги:космос
 
1 2 3
PL Дядюшка ВB. #25.05.2009 15:48
+
-
edit
 

Дядюшка ВB.

опытный

Я вот подумал, что хорошо бы было создать тему, в которой можно рассказывать и обсуждать случаи, о которых кто либо когда либо читал или слышал. Интересные случаи, конечно же. Ну и конечно желательно, чтоб достоверные. Расчитываю в первую очередь на Старого, который таких случаев наверное знает не мало, однако о них не рассказывает :)


Для затравки - случай о том, как после первого открытия люка, перекрывающего переход в ЛМ астронавты Apollo-11 почуствовали, что в туннеле воняет горелой проводкой. Однако никакого короткого замыкания обнаружено не было. Никаких технических проблем, связанных с этим запахом, также не было. Потом, после успешного возвращения, специалисты решили узнать, что же было причиной - поэтому они синтезировали запахи, которые могли бы появится в туннеле, и попросили астронавтов сравнить их с тем, который они почуствовали в полете. Оказалось, что так воняло абляционное покрытие люка. Именно поэтому запах появился только после открытия люка. Покрытие модифицировали, и запах исчез :)
Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн  3.0.43.0.4
RU Yuri Krasilnikov #05.06.2009 20:12
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Какая тема шикарная...

Что ж, начнем.

Астронавты "Аполлона-12" Конрад и Бин перед полетом приобрели в фотомагазине автоспуск для Хассельблада и тайком провезли его на Луну. Перед походом к Сервейеру они положили его в контейнер для образцов, планируюя сфотографироваться вдвоем на его фоне. Наверно, предвкушали, какие лица будут у лаборантов, которые проявят пленку :) Но в решающий момент не сумели найти: под черным лунным небом в контейнере было темно, как у негра под мышкой, на ощупь найти автоспуск не удалось, а высыпать образцы на грунт они не решились из боязни, что какой-нибудь из документированных образцов затеряется в пыли. Так задуманный снимок и не получился :)

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #05.06.2009 21:58
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Пит Конрад выиграл на пари 500 баксов у итальянской журналистки Орианы Фалаччи. Перед полетом она при встрече с ним настаивала, что всякие красивые фразы про "маленький шаг" выдумывают пиарщики, а астронавтов заставляют их произносить. Конрад возражал: никто никого не заставляет, что хотим, то и говорим. В конце концов они поспорили на вышеуказанную сумму, что Конрад скажет при выходе на Луну что-нибудь такое, что явно не могло бы прийти в голову пиарщику. И низкорослый Конрад, перешагивая через бортик посадочной опоры, сказал: "Опа! Ну, для Нейла, может, это был и маленький шаг, но для меня - большой!"

Правда, свой выигрыш он так никогда и не получил... Конрад разбился на мотоцикле в 1999 г., а Ориана умерла несколько лет назад.

A Lannister always pays his debts.  
Это сообщение редактировалось 06.06.2009 в 00:33
RU Yuri Krasilnikov #05.06.2009 23:14
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Создатели фильма "Аполлон-13" не только положили в основу сценария книгу командира "Аполлона-13" Джима Ловелла (совместно с Джеффри Клюгером) "Потерянная Луна", но и пригласили Ловелла вместе с командиром "Аполлона-15" Дэвидом Скоттом в консультанты, а также дали Ловеллу и его жене эпизодические роли. (Правда, без упоминания в титрах.) Мэрилин Ловелл играет одну из зрительниц на трибуне в сцене старта "Сатурна-5". А в последних кадрах фильма возвратившегося из полета Джима Ловелла, которого играет Том Хэнкс, приветствует... настоящий Джим Ловелл в роли капитана авианосца.

Правда, и Хэнксу, и Ловеллу пришлось пожертвовать кое-какими чертами образов своих персонажей. Том Хэнкс категорически отказался учиться писать левой рукой (Ловелл - левша). А Ловелл, получив приглашение на роль, сказал: "Вот хорошо! У меня и военно-морская форма сохранилась." Ему возразили, что капитану авианосца по штату положено звание существенно повыше того, в котором он ушел в отставку из ВМФ. Но Ловелл был непреклонен, отказался носить не полагающиеся ему знаки различия и снялся в своей форме.

A Lannister always pays his debts.  
Это сообщение редактировалось 06.06.2009 в 08:31
EE 7-40 #06.06.2009 01:27  @Yuri Krasilnikov#05.06.2009 20:12
+
-
edit
 

7-40

астрофизик

Y.K.> Какая тема шикарная...
Y.K.> Что ж, начнем.
Y.K.> Астронавты "Аполлона-12" Конрад и Бин перед полетом приобрели в фотомагазине автоспуск для Хассельблада и тайком провезли его на Луну. Перед походом к Сервейеру они положили его в контейнер для образцов, планируюя сфотографироваться вдвоем на его фоне. Наверно, предвкушали, какие лица будут у лаборантов, которые проявят пленку :) Но в решающий момент не сумели найти: под черным лунным небом в контейнере было темно, как у негра под мышкой, на ощупь найти автоспуск не удалось, а высыпать образцы на грунт они не решились из боязни, что какой-нибудь из документированных образцов затеряется в пыли. Так задуманный снимок и не получился :)

Меня в этой истории всегда интересовало - что это за автоспуск такой с таймером, который можно купить в магазине, который при этом подойдёт к "космическому" Хассельбладу, не предназначенному для работы по автоспуску, и который вдобавок сохранит работоспособность в вакууме (ну, допустим, стартовую перегрузку он перенесёт)? Вот просто любопытно... Чтоб купленный в магазине таймер автоспуска можно было просто так приделать к камере, без монтажа? Ламерский вопрос, наверное.

И ещё меня удивило, что, когда они-таки нашли его перед окончанием выхода - почему они всё-таки не улучили несколько минут, чтоб сделать кадр? Ну, я понимаю, время кончалось. Но видеонаблюдения-то за ними не было, могли уж что-нибудь придумать для отговорки? :)
 7.07.0
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 02:06  @7-40#06.06.2009 01:27
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Y.K.>> Астронавты "Аполлона-12" Конрад и Бин перед полетом приобрели в фотомагазине автоспуск для Хассельблада и тайком провезли его на Луну. Перед походом к Сервейеру они положили его в контейнер для образцов, планируюя сфотографироваться вдвоем на его фоне. Наверно, предвкушали, какие лица будут у лаборантов, которые проявят пленку :) Но в решающий момент не сумели найти: под черным лунным небом в контейнере было темно, как у негра под мышкой, на ощупь найти автоспуск не удалось, а высыпать образцы на грунт они не решились из боязни, что какой-нибудь из документированных образцов затеряется в пыли. Так задуманный снимок и не получился :)
7-40> Меня в этой истории всегда интересовало - что это за автоспуск такой с таймером, который можно купить в магазине, который при этом подойдёт к "космическому" Хассельбладу, не предназначенному для работы по автоспуску, и который вдобавок сохранит работоспособность в вакууме (ну, допустим, стартовую перегрузку он перенесёт)? Вот просто любопытно... Чтоб купленный в магазине таймер автоспуска можно было просто так приделать к камере, без монтажа? Ламерский вопрос, наверное.

Космический Хассельблад не слишком отличался от обычного, и если там было резьбовое гнездо для тросика (в такие гнезда обычно автоспуск и ввинчивается) - то проблем нет. Собственно, автоспуски такие были универсальными - подходили к любой камере со стандартным гнездом для ввинчивания спускового тросика. Маленький пружинный механизм, взводится пружина, нажимается кнопочка - и он жужжит, а через положенное время выдвигает из резьбового наконечника штифтик. Простая механика, скорее всего и в вакууме сработала бы. А что стартовую нагрузку он перенес - у меня ни малейших сомнений.

Меня больше интересует другое: почему никто потом не пытался повторить этот злодейский замысел?

7-40> И ещё меня удивило, что, когда они-таки нашли его перед окончанием выхода - почему они всё-таки не улучили несколько минут, чтоб сделать кадр? Ну, я понимаю, время кончалось. Но видеонаблюдения-то за ними не было, могли уж что-нибудь придумать для отговорки? :)

Бин утверждает, что нашли его уже в кабине: когда высыпали содержимое контейнера в другую тару. Он был на дне и поэтому оказался наверху кучи и сразу бросился им в глаза.

Сам Бин рассказывает про эту историю на страницах The Fabulous Photo We Never Took и Our Little Secret .

В ALSJ много комментариев обоих астронавтов на странице Surveyor Crater and Surveyor III . (Можно найти это место контекстным поиском по ключевому слову timer.)

Что же до видеонаблюдения - то на этот счет есть отличный рисунок Улли Лотсманна: EMU Break




Настоятельно рекомендую его альбом рисунков целиком - он исключительно по теме топика: Ulli Lotzmann's Apollo Sketch Book . Целая куча интересных и веселых моментов, а порой - пронзительно, вот это, например: Pete On a Visit ...

A Lannister always pays his debts.  
Это сообщение редактировалось 06.06.2009 в 02:18
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 08:54
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Раз уж зашла речь о фильме "Аполлон-13", то надо сказать, что он резко отличается от основной массы голливудской продукции (где на каждой бомбе замедленного действия - таймер с большими красными цифрами, чтобы всем было ясно, когда оно жахнет). Внимание к деталям - просто потрясающее. Так, на AFJ подробно комментируют одну из сцен предполетных тренировок. Оказывается, Суиджерт тренируется в ручном управлении полетом в атмосфере. Зловредный оператор тренажера вносит разнобой в показания двух приборов, Суиджерт путается и направляет корабль вниз, хотя надо было бы вверх, и корабль сгорает. Все как на самом деле. Кроме одного: настоящий Суиджерт работал на тренажере мастерски :) А ведь разберется в этой сцене ладно если один зритель из ста...

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 09:51
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

С легкой руки Я.Голованова пошло гулять утверждение, что телезрители в СССР вместо первой прямой трансляции с Луны смотрели кинофильм "Свинарка и пастух". Однако нужно иметь в виду, что выход Армстронга на Луну начался в 02:56:15 по Гринвичу, т.е. в 05:56:15 московского времени. (Летнее время тогда еще не выдумали.) В те годы московское телевидение в столь ранний час просто не работало: утренний блок передач начинался то ли в 7, то ли в 8 утра, потом в середине дня был перерыв в вещании в несколько часов, в течение которых на экранах висела "ТИТ-249", после чего шел вечерний блок (с 6 вечера до полуночи). Так что прямая трансляция с Луны в европейской части СССР просто не могла быть показана без изменения графика вещания. Да и зрителей у ней было бы маловато: утренние передачи были малопопулярны.

Впрочем, спустя 6 лет график вещания Центрального телевидения был действительно изменен из-за "Аполлона": летом 1975 года в прямом эфире транслировалось приводнение "Аполлона", принимавшего участие в программе "ЭПАС", и студии ЦТ и европейская радиорелейная сеть не были отключены в полночь, как обычно, а работали примерно еще три часа.

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 10:17
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

После выхода "Аполлона-8" на околоземную орбиту Ловелл случайно зацепился клапаном спасательного жилета за раму кресла, и жилет автоматически надулся из встроенного в него баллончика с углекислым газом. Злоязычные товарищи по экипажу прокомментировали: "Теперь у нас на борту есть своя грудастая Мэй Вест". Ловелл забеспокоился: если выпустить газ из жилета в кабину, то ресурс сменной кассеты для поглощения углекислоты будет сильно израсходован. (Похоже, он предвидел, что когда-нибудь окажется в ситуации, в которой этого самого ресурса будет катастрофически не хватать.)

Выход был найден: углекислоту из жилета небольшими порциями стравили за борт через устройство для сброса мочи.

(Кстати, это устройство в действии показано в фильме "Аполлон-13": астронавт, помочившись, поворачивает на панели управления ручку с надписью "Urine Dump", за иллюминатором вспыхивает рой золотистых искорок, и кто-то мечтательно произносит: "Созвездие Урион...")

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 12:05
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Еще раз про фильм "Аполлон-13". Хотя, как я уже сказал, фильм удивительно точен в деталях, но дотошные кинозрители тем не менее насчитали в нем эдак полторы сотни плюх. В частности, пар изо ртов замерзающих в корабле астронавтов поднимается вверх, что не очень-то похоже на невесомость :) Однако многие отступления сделаны, очевидно, сознательно и для большей зрелищности. Вторая и третья ступени носителя выбрасывают яркие желтые факелы, а не еле заметное голубое пламя, как положено водородным двигателям. Разгон к Луне выполняется, когда Луна не скрыта за земным шаром, чего требуют законы небесной механики, а видна прямо по курсу корабля. И когда на второй ступени преждевременно выключается центральный двигатель, индикаторная лампа, связанная с ним, не гаснет совсем, как это было в настоящем полете, а начинает мигать.

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #06.06.2009 19:35
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Без комментариев цитирую И.И.Шунейко, Ракетостроение т3 4-16 :

"В последний день полета ["Аполлона-16"] индикатор на пульте управления показал неисправность основной системы управления и навигации. Специалисты с Земли сказали, что, несмотря на показания аварийного индикатора, астронавты могут пользоваться системой во время управляемого спуска в атмосфере Земли. Один из астронавтов ударил ногой по пульту управления, аварийный сигнал погас и больше не загорался."

A Lannister always pays his debts.  
RU Nikomo #07.06.2009 01:12  @Yuri Krasilnikov#06.06.2009 02:06
+
-
edit
 

Nikomo

опытный

У меня возник такой вопрос, может кто подскажет?
В беспилотных полетах AS-501 и AS-502 (А-4 и А-6) производились фотосъемки. Но эти съемки были выполнены не камерами Хассельблад, а камерами Маурер, причем на такую же, 70 мм пленку.
Я пытался найти информацию, что это за камеры - Маурер, кто их производитель, но что-то не нашел. Единственная информация есть только на сайтах НАСА, но информации о производителе там нет. Может, кто-нибудь знает, что это за Маурер такой?
 
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 09:54  @Nikomo#07.06.2009 01:12
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Nikomo> У меня возник такой вопрос, может кто подскажет?
Nikomo> В беспилотных полетах AS-501 и AS-502 (А-4 и А-6) производились фотосъемки. Но эти съемки были выполнены не камерами Хассельблад, а камерами Маурер, причем на такую же, 70 мм пленку.
Nikomo> Я пытался найти информацию, что это за камеры - Маурер, кто их производитель, но что-то не нашел. Единственная информация есть только на сайтах НАСА, но информации о производителе там нет. Может, кто-нибудь знает, что это за Маурер такой?

Никомо, а каков источник? Может, там какая-то путаница?

Маурер - это 16-миллиметровая кинокамера. Использовалась во всех полетах Аполлонов, выпускалась, надо думать, компанией Джона Маурера, см. Inventory to the Papers of John Maurer

Вот тут - The Cameras of Apollo - довольно подробно про камеры пилотируемых полетов.

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 10:22
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Флаг, установленный астронавтами "Аполлона-11", упал при старте с Луны: он был установлен слишком близко к кораблю, не очень прочно держался в грунте (был воткнут в него руками) и был сдут газовой струей взлетного двигателя. Астронавты видели падение флага, но решили промолчать об этом. Олдрин рассказал про упавший флаг лишь в 2005 году.

В следующих экспедициях флаг устанавливали дальше от корабля, а основание вбивали в грунт молотком, поэтому эти флаги, очевидно, устояли. Про флаг "Аполлона-14" это можно сказать точно: на кадрах сделанной во время взлета кинохроники видно, что флаг стоит, хотя треплет газовым потоком его очень изрядно.

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 11:00
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Речь зашла про камеры. Что ж, тут тоже есть кое-что интересное.

Все снимки на Луне сделаны камерами без видоискателей. Использовавшиеся на лунных камерах объективы "Биогон" имели слишком короткий задний отрезок, который делал невозможным подъем зеркала. Впрочем, в любом случае окуляр к глазу не поднесешь, когда на голове шлем. Так что камера при съемке просто направлялась в нужную сторону "на глаз".

В последних полетах у астронавтов были камеры с 500-миллиметровыми телеобъективами. С таким фокусным расстоянием снимать "на глаз" уже проблематично, поэтому на этих камерах были рамочные прицелы.

Расстояние съемки устанавливалось по шкале на объективе: для больших расстояний - тоже "на глаз", для малых - предварительно измерялось с помощью длинной рукоятки для инструментов (ей пользовались как эталоном длины).

Самый первый снимок, сделанный на поверхности Луны, практически не публиковался: его передний план украшает большой мешок с мусором, выброшенный из люка перед выходом Армстронга. См. http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5850.jpg , http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5850HR.jpg (версия в высоком разрешении).

A Lannister always pays his debts.  
EE 7-40 #07.06.2009 12:06  @Yuri Krasilnikov#06.06.2009 08:54
+
-
edit
 

7-40

астрофизик

Y.K.> Так, на AFJ подробно комментируют одну из сцен предполетных тренировок. Оказывается, Суиджерт тренируется в ручном управлении полетом в атмосфере. Зловредный оператор тренажера вносит разнобой в показания двух приборов, Суиджерт путается и направляет корабль вниз, хотя надо было бы вверх, и корабль сгорает. Все как на самом деле. Кроме одного: настоящий Суиджерт работал на тренажере мастерски :)

А вот интересно - можно ли действительно было сгореть, перевернув корабль по крену? Вроде, в у Макарова с Лазаревым как раз такое и произошло из-за неверной ориентации СУС, но они только получили перегрузки под 20... Правда, у Аполлона скорость была больше... Но всё равно странно, чтоб такая вещь оказалась возмжной... По-моему, если б это было возможно, то конструкторы вообще не стали бы организовывать управляемый спуск и ограничились бы баллистикой...
 7.07.0
EE 7-40 #07.06.2009 12:10  @Yuri Krasilnikov#06.06.2009 12:05
+
-
edit
 

7-40

астрофизик

Y.K.> Разгон к Луне выполняется, когда Луна не скрыта за земным шаром, чего требуют законы небесной механики, а видна прямо по курсу корабля.

А почему, собственно, требуют? Они ж использовали парковочную орбиту. Так что, по идее, Луна могла быть где угодно, нет? Другое дело, где она была на самом деле...
 7.07.0
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 12:49  @7-40#07.06.2009 12:06
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-40> А вот интересно - можно ли действительно было сгореть, перевернув корабль по крену?
7-40> Вроде, в у Макарова с Лазаревым как раз такое и произошло из-за неверной ориентации СУС, но они только получили перегрузки под 20... Правда, у Аполлона скорость была больше...

В том-то и дело, что у Аполлонов был не спуск с орбиты, а возвращение со 2-й КС.

Сошлюсь на мою модель, написанную во время дебатов с Прохожим. У меня получилось, что единственный способ спуститься со сравнительно небольшими перегрузками - войти с вектором подъемной силы вверх, а потом развернуть его на некоторое время вниз и пригнуть траекторию к Земле, чтобы аппарат летел с небольшим подъемом и постепенно тормозился. Вектор подъемной силы после этого разворачивается вбок, аппарат постепенно поворачивает в сторону. Где-то на середине пути вектор разворачивается в другую сторону, аппарат начинает делать другой поворот, и вся траектория в плане напоминает букву S.

Если вовремя не прекратить действие подъемной силы вниз, то происходит крутой вход и не знаю, сгорит оно или нет, но перегрузки будут, наверно, слабо совместимыми с жизнью.

7-40> Но всё равно странно, чтоб такая вещь оказалась возможной... По-моему, если б это было возможно, то конструкторы вообще не стали бы организовывать управляемый спуск и ограничились бы баллистикой...

У любого шофера есть возможность не в ту сторону крутануть руль и вылететь с дороги или врезаться в столб. На практике это, однако, происходит весьма редко.

Штатно спуском управлял компьютер, на случай его отказа была независимая система индикации параметров спуска, по показаниям которой пилот командного модуля управлял бы вручную. Однако этого ни разу не потребовалось.

Не могу отказать себе в удовольствии еще раз процитировать Ловелла:

Лоувелл запрыгнул через туннель в нижний приборный отсек «Одиссея», упрятал сувениры в шкаф и направился к креслам. Инстинктивно он двинулся на левое место, но пока он выбирался из отсека для оборудования, обнаружил, что Хэйз пристегнут в правом кресле, а Суиджерт забрался на левое место Лоувелла. Таков был обычный порядок лунных экспедиций во время посадки и входа в атмосферу, когда командир уступал свое сиденье пилоту командного модуля. Во время полета большинство ответственных моментов касались командира и пилота ЛЭМа, а человек в центральном кресле был малозаметен. Однако при входе в атмосферу, когда ЛЭМ, сослуживший свою службу при посадке на Луну, был сброшен, основную работу выполнял пилот командного модуля. И в дань уважения его летным качествам и той неблагодарной работе, которую ему приходилось так долго выполнять, ему обычно поручалось вести корабль на посадку. Теперь же, когда приближался вход в атмосферу, командиру, направлявшемуся к своему привычному месту, пришлось сменить курс и сесть в другое кресло.
– Принимайте командование, капитан, – сказал Суиджерту Лоувелл.
– Есть! – немного ощущая себя капитаном, ответил Суиджерт.
 

A Lannister always pays his debts.  
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 13:03  @7-40#07.06.2009 12:10
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Y.K.>> Разгон к Луне выполняется, когда Луна не скрыта за земным шаром, чего требуют законы небесной механики, а видна прямо по курсу корабля.
7-40> А почему, собственно, требуют? Они ж использовали парковочную орбиту. Так что, по идее, Луна могла быть где угодно, нет? Другое дело, где она была на самом деле...

Мне кажется, все-таки не где угодно.

Если мы на круговой низкой орбите увеличим скорость, не меняя ее направления (т.е. разгон под нулевым углом к текущей скорости, для простоты - мгновенно), то выйдем на эллиптическую орбиту с апогеем в точке, диаметрально противоположной той, в которой осуществлялся разгон. Так что для того, чтобы оказаться в окрестностях Луны, надо разгоняться в точке орбиты, диаметрально противоположной той, в которой Луна будет тогда, когда аппарат будет в апогее.

Это "в нулевом приближении", разумеется.

A Lannister always pays his debts.  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
7-40> А вот интересно - можно ли действительно было сгореть, перевернув корабль по крену?

Вполне, почему нет.
Ну то есть если это не на пару секунд, конечно.

7-40> Вроде, в у Макарова с Лазаревым как раз такое и произошло из-за неверной ориентации СУС, но они только получили перегрузки под 20...

Они входили под другим углом, а, главное, не со второйй и даже не с первой космической.
А теплопотоки, напомню, пропорциональны КУБУ скорости.

7-40> Но всё равно странно, чтоб такая вещь оказалась возмжной... По-моему, если б это было возможно, то конструкторы вообще не стали бы организовывать управляемый спуск и ограничились бы баллистикой...

то есть => дикие перегрузки и существенно более узкий коридор входа.
Резюме: нунах :)

А вообще об этом лучше в соотв. месте:
Спуск с орбиты и теплозащита КА
 2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 07.06.2009 в 14:19
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 15:48
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

У двух самых, наверно, популярных фотоснимков, сделанных в ходе программы "Аполлон", есть свои тайны.

Знаменитая фотография "Человек на Луне", которая держит рекорд по количеству публикаций, сделана, можно сказать, случайно: экспромтом и без дублей. При этом она чуть-чуть не оказалась безнадежно испорченной: опусти Армстронг камеру еще хоть немного ниже, и верхняя часть фигуры Олдрина была бы срезана. Вот этот кадр в оригинале: http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5903.jpg , http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5903HR.jpg . Так что если увидите где-либо этот снимок с небом над головой Олдрина, знайте: это небо нарисованное.

Снимок отпечатка обуви в лунной пыли был, напротив, сделан вполне обдуманно. Точнее, три снимка: сперва нетронутый участок поверхности, затем - отпечаток, дважды с двух разных направлений (чтобы получить стереопару). Все это было проделано как простой эксперимент по исследованию механических свойств лунного грунта в естественных условиях: насколько сильно он спрессовывается под весом астронавта.

Соответствующие снимки:
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5876.jpg , http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5876HR.jpg
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5877.jpg , http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5877HR.jpg
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5878.jpg , http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5878HR.jpg

A Lannister always pays his debts.  
EE 7-40 #07.06.2009 15:57  @Yuri Krasilnikov#07.06.2009 13:03
+
-
edit
 

7-40

астрофизик

Y.K.>>> Разгон к Луне выполняется, когда Луна не скрыта за земным шаром, чего требуют законы небесной механики, а видна прямо по курсу корабля.
7-40>> А почему, собственно, требуют? Они ж использовали парковочную орбиту.
Y.K.> для того, чтобы оказаться в окрестностях Луны, надо разгоняться в точке орбиты, диаметрально противоположной той, в которой Луна будет тогда, когда аппарат будет в апогее.

А, я неправильно прочёл Ваши слова. Я имел в виду, что стартовать с Земли не обязательно в момент, когда Луна вблизи надира. А вот TLI, конечно, нужно выполнять при угловой дальности, близкой к 180 градусов, неважно, при прямом запуске или при запуске с промежуточной орбиты.
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 07.06.2009 в 16:27
RU Taras66 #07.06.2009 16:12  @Yuri Krasilnikov#07.06.2009 09:54
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Nikomo>> В беспилотных полетах AS-501 и AS-502 (А-4 и А-6) производились фотосъемки. Но эти съемки были выполнены не камерами Хассельблад, а камерами Маурер, причем на такую же, 70 мм пленку.
Y.K.> Никомо, а каков источник? Может, там какая-то путаница?
Y.K.> Маурер - это 16-миллиметровая кинокамера. Использовалась во всех полетах Аполлонов, выпускалась, надо думать, компанией Джона Маурера, см. Inventory to the Papers of John Maurer

Об этом пишут в мурзилках:

"Analysis of Apollo AS-501 Misson Earth Photography" NASA TM X-58015 и
"Apollo-Saturn 6 70mm Onboard Photographic Identification List".

В полётах А-4 и А-6 использовалась камера "Maurer model 220G" с объективом "Kodak Extar f/2.8 76mm". Устанавливалась на иллюминаторе входного люка.
 3.0.103.0.10
RU Yuri Krasilnikov #07.06.2009 16:56  @7-40#07.06.2009 15:57
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-40> А, я неправильно прочёл Ваши слова. Я имел в виду, что стартовать с Земли не обязательно в момент, когда Луна вблизи надира. А вот TLI, конечно, нужно выполнять при угловой дальности, близкой к 180 градусов, неважно, при прямом запуске или при запуске с промежуточной орбиты.

Так все дело в том, что в "Аполлоне-13" показан TLI, во время которого Луна - прямо перед носом корабля :)

A Lannister always pays his debts.  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Dem_anywhere #07.06.2009 20:53  @7-40#07.06.2009 15:57
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
7-40> А вот TLI, конечно, нужно выполнять при угловой дальности, близкой к 180 градусов, неважно, при прямом запуске или при запуске с промежуточной орбиты.
Если промежуточная орбита не круговая - то всё несколько иначе. А при прямом запуске перигей может находится под поверхностью Земли, и даже вообще в её центре.
 3.0.103.0.10
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru