В субботу прокатился под паровой тягой до Манихино. 100 км примерно в сумме. Конечно, погода подвела в смысле жары, но... Дождь был бы хуже. )
При отправлении с Рижского был замечен канал "Культура". Кстати, шли под
Эр, товарный паровоз, но пассажирских осталось меньше, а на мосузле так кажется ни одного не присутствует...
Два вагона всего... поскольку в самих вагонах были почти все железнодорожники, то и трёхгранка у них с собой имелась. Наглухо открытые окна тут же почти все открылись, и стало можно высунуться. Кстати, паровоз тянет иначе, чем локомотив на дизельной или электротяге. Довольно ощутимы рывки. Нет, не так, чтобы падать, а чуть покачивает, на микроуровне. Особенности паровой машины, каждый "чух" - это отсечка. С какой частотой паровоз чух-чухает, с такой и идёт толчки тяги. Они передаются на сцепку, вагону, и уж оттуда человеческому тельцу.
Мало того, открыли и торцевую дверь. Правда, не в пустоту, а к тендеру. Свалиться там при всём желании было нельзя. Даже нет - при желании можно, но если спрыгнуть.
Я был в белой рубашке. Точнее, нет, я выехал в белой рубашке.
Поскольку были открыты окна и торцевая дверь, полностью проявилось отрицательное свойство паровоза - это пепел, который влетал внутрь вагона. Кстати, на пассажирских паровозах потому и ставили дымоотбойники, на том же П36, к примеру - вертикальные щиты у дымовой коробки. Они создавали поток воздуха вверх, который и уносил дым и пепел. Так вот, по приезду домой рубашка стала явственно сизоватой.
Снаружи, впрочем тоже было временами дымновато.
Кстати, даже когда паровоз стоит, пар всё равно расходуется. Много куда. На работу генераторов, динамо-машинок, их у
Эр две.
Тратится на создание тяги в топке струёй пара в дымовую трубу. Кстати, на большом фото можно заметить у дымовой трубы ещё маленькие трубки, и из них - уже считай совсем незаметно - тоже вырываются струйки пара. Это пар от подогрева масла в маслёнках, их тоже две, по бокам дымовой коробки.
Пар вырывается в
вестовую трубу при работе инжектора при перекачке воды из тендера в котёл.
И даже, как в поговорке, пар уходит в свисток. Вот оттуда и КПД... Зато, опять же, всё видно, всё устройство паровоза - снаружи.
Детский восторг читался на лицах многих, кто встречался нам по пути. Махали как дети, так и взрослые, снимали на мобильники, фотоаппараты, делали характерные дёргающие жесты рукой, прося погудеть. Машинист как правило не отказывал, хотя ИСИ (инструкция по сигнализации) с ним бы поспорила. Что уж говорить о восторге тех, кто ехал внутри. В отличие от многих моих соседей по вагону - межобластной сидячке выпуска последней четверти 21 века - я ехал под паровой тягой впервые. Щенячий восторг... иначе ощущения не передать и не озвучить. ) От Сапсана такого не было и не будет...
И напоследок - классика паровозных кадров. )