Спросите меня: «В каком году была битва при Азенкуре?» — я вам тут же скажу. По всемирной истории проэкзаменуйте — все даты помню. А почему? В наше время чрезвычайно ценились эрудированные люди, а эрудиция понималась прежде всего как умение быстро извлечь из памяти нужную информацию. Сейчас это совершенно бесполезное качество. Нет смысла запоминать, что битва при Азенкуре была в 1415 году, потому что, если мне эта информация понадобится, я тут же её получу — из воздуха, условно говоря.
У меня есть собственное ощущение от этого поколения, очень хорошее. У них есть крайне важный навык, которого нет у нас и который стал неотъемлемой частью их самих. Это умение быстро и точно получать необходимую информацию.
Наши проблемы и недостатки являются продолжением наших достоинств. То, что называют клиповым мышлением, — это даже не невозможность сосредоточиться, а скорее ощущение, что долго думать об одной проблеме просто нецелесообразно. Конечно, в каком-то смысле это ограничитель.
За феноменом клипового мышления стоит потребность и возможность получать информацию в любой момент, когда в ней возникает необходимость. Эта ситуация делает людей совершенно другими. Если взять образование, то им очень трудно сосредоточиться на традиционных лекциях и высидеть полуторачасовую пару. Они привыкли получать информацию, точно отвечающую на вопрос, но фрагментарную. И это не означает, что они глупее, — они просто другие.
Оказалось, что смартфон сильно влияет на мыслительные способности человека. Статью о том, что при нахождении телефона рядом мозг начинает отвлекаться и работать хуже, исследователи опубликовали в Journal of the Association for Consumer Research.
В эксперименте приняли участие почти 800 пользователей смартфонов. Учёные хотели выяснить, влияет ли присутствие смартфона, причём, выключенного, на способность справляться с задачами. С этой целью испытуемым предложили пройти несколько тестов на компьютере, вопросы которых предполагали полную концентрацию.
Обязательным условием для одной части пользователей стало разместить свои смартфоны рядом на столе экраном вниз, для другой – в кармане, и для третьей – в другой комнате. Такие условия, по мнению учёных, должны помочь оценить способность мозга к обработке информации в любой момент времени. Удивительно, но результаты тестов действительно сильно отличались. Испытуемые, которые оставили телефон другой комнате, лучше справились с вопросами, чем все остальные группы участников.
«Наличие смартфона в пределах видимости или досягаемости снижает способность человека фокусироваться и выполнять задачи, поскольку часть его мозга активно работает, думая о том, чтобы не отвлекаться на смартфон», — отмечает автор исследования Эдриан Уорд (Adrian F. Ward).
Даже, когда смартфон выключен, но лежит рядом с владельцем, это ухудшает концентрацию – снижает скорость обмена информационными потоками между отдельными областями. По словам Эдриана, мнение, что люди уделяют всё своё внимание задаче и целиком сосредоточены на её решении, не спасает их от отрицательного влияния смартфона на когнитивные способности.
Опубликовано в журнале «Нейроновости», 28.06.2017
Источники:
Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity by Adrian F. Ward, Kristen Duke, Ayelet Gneezy, and Maarten W. Bos in Journal of the Association for Consumer Research. Published Apr 2017
DOI: 10.1086/691462
«Мы видим тенденцию, которая говорит о том, что по мере того, как смартфон становится более заметным, познавательная способность людей снижается», — сказал один из авторов исследования.
Исследователи пришли к выводу, что наличие телефона в пределах видимости снижает способность человека сосредоточиться и выполнять задачи. Люди настолько привыкли проверять свои телефоны, что их подсознание пытается сделать это, вместо того, чтобы сосредоточиться на чем-то другом. Эта попытка избежать фокусировки на телефоне истощает энергию и внимание, которые в действительности сосредоточены на определенной задаче.
Многозадачность
Многие исследования доказали, что многозадачность приводит к снижению производительности. Мозг не в состоянии сосредоточиться на более чем одной вещи единовременно. Это означает, что мозг фактически переключает свой фокус с одной проблемы и другую и назад при многозадачности. В результате люди менее успешно выполняют задачи одновременно, чем если бы они делали их по одной за раз. Но многие люди утверждают, что прекрасно могут делать по несколько вещей одновременно, поэтому исследователи задались вопросом, может ли это быть навыком, которым обладают определенные люди.
Команда Стэнфордского университета опросила участников на их восприятие того, насколько хороши они в многозадачности, а затем протестировали их способность делать по несколько вещей одновременно. Результаты показали, что верно обратное. Люди, которые гордились своей способностью делать все и сразу, на самом деле делали все хуже, чем те, кто сказал, что предпочитает сосредоточиться на одной вещи за раз. Мало того, что многозадачность приводит к снижению производительности, но уровень IQ также снижается, когда человек пытается сосредоточиться на слишком многих вещах сразу. Исследование, проведенное Институтом психиатрии в Лондоне, показало, что многозадачность вызвала временное снижение IQ на 10 пунктов. Это было больше, чем уменьшение IQ, наблюдаемое после курения марихуаны или отсутствия сна ночью.
Исследователи обнаружили, что когда дело касается интеллекта, то на него крайне негативно влияет телевизор. Хотя ради справедливость стоит сказать, что некоторые шоу являются информативными, большинство из них не имеет никакой образовательной ценности. Как будто мало того, что глупые телевизионные шоу являются пустой тратой времени, было доказано, что из-за них люди становятся глупее. Такие телепередачи могут привести к изменениям в поведении, мнениях или интеллекте.
Гаджеты снижают интеллект в два раза сильнее, чем марихуана
Исследование, проведенное лондонским Институтом психиатрии, показало, что чрезмерное использование технологий приводит к снижению уровня интеллекта. Люди, которые постоянно отвлекались на входящие сообщения и звонки показали снижение уровня на 10 баллов, что в два раза превышает последствия от употребления марихуаны.
Более половины из 1100 респондентов сообщили, что они отвечают на сообщения незамедлительно, или как только представится возможность, а 21% из них признали, что делают это во время совещаний.
Доктор Гленн Вилсон, психолог из лондонского университета, который проводил исследования, считает, что без должного внимания подобная зависимость от технологий может привести к снижению умственных способностей. По его мнению люди, которые постоянно отвлекаются от своих дел, чтобы проверить электронную почту или входящие сообщения подвергают свой разум такому же воздействию, как если бы они не спали всю ночь.
Исследования также показали, что помимо снижения скорости выполнения задач, многозадачность приводит к снижению уровня IQ. В ходе исследования, проведенного в Лондонском Университете, выяснилось, что участники, которые выполняли когнитивные задания в режиме многозадачности, потеряли столько же баллов IQ, как если бы они только что покурили марихуану или не спали всю ночь. У мужчин, выполнявших несколько задач одновременно, в процессе тестирования было зафиксировано снижение уровня IQ на 15 баллов, приближая показатели к среднему уровню 8-летнего ребенка.
Способность концентрироваться
Изначально смартфоны и планшеты были задуманы как средства для повышения продуктивности – предполагалось, что объединение множества функций в одном устройстве позволит одновременно выполнять несколько задач. Однако в реальности порой это приводит к прямо противоположному результату.
Большинство активных пользователей смартфонов постоянно переключаются с одной задачи на другую – ведь так много всего можно сделать и посмотреть! Такое количество информации, поступающей в хаотичном порядке, может быстро привести к переутомлению. Головному мозгу нужно некоторое время для обработки информации, и постоянный режим многозадачности, который создает использование смартфона, заставляет его работать сверхурочно. На обработку такого большого объема информации тратится много сил, а времени на восстановление практически не остается. Такие неблагоприятные условия быстро приводят к снижению способности концентрироваться на текущих задачах.
Простые упражнения на концентрацию внимания
1. Сосредоточьтесь на какой-нибудь точке на стене и смотрите на нее максимально долго. Лучше, если стена однотонная (рисунок на обоях в таких ситуациях отвлекает). Можно нарисовать точку размером с горошину на белом листе и повесить его на стену. Точка должна быть на уровне вашего взгляда. Вы должны отдать всё своё внимание этой точке, так, чтобы всё вокруг неё «исчезало», вы видите только точку, и освобождаетесь ото всех посторонних мыслей.
2. Возьмите любую книгу, журнал или газету. С помощью только лишь взгляда (ни пальцев, ни линейки!) считайте количество слов в параграфе или заметке. На выполнение этого упражнения уделяйте не больше 5 минут.
3. Выберите число (например, 100), и начните обратный отсчёт до нуля. Выполняя упражнение, старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Чем сложнее выглядит число, тем лучше будут упражняться мышцы вашей концентрации.
Еще недавно казалось, что появление интернета не вызовет заметных перестроек в работе памяти, что сеть станет своего рода энциклопедией, в которой искать информацию легко и удобно.
...
В другом, не менее остроумном исследовании участников просили вводить разнообразные факты в компьютер, например, «Глаз страуса больше его мозга». При этом половина участников должна была запомнить эти факты, а вторая половина просто их набирала. Каждая из половин делилась еще на две половинки: одним сообщали, что все факты, которые они вводят, будут сохранены в компьютере, а другим — что данные будут стерты. Последующая проверка того, что запомнили все участники исследования, дала удивительные результаты: те, кто был убежден, что введенные факты хранятся в компьютере, запомнили меньше! И даже специальная инструкция запоминать слова им не помогла. В дополнительном исследовании людям рассказывали, где именно будут храниться введенные ими факты, и оказалось, что название папки, где можно будет найти нужные сведения, откладывается в памяти лучше, чем сами факты!
Следствием подобного «распределения» памяти между человеком и компьютером становится то, что мы сами уже не вполне различаем нашу собственную память и информацию, которую можно найти в интернете. Пару лет назад американский исследователь Эндрю Уард (Andrew Ward) провел исследование, участники которого отвечали на вопросы экспериментатора с использованием поисковых систем2. Те, кому удавалось правильно ответить на вопросы, оценивали свою память в целом выше, чем те, кто ответов не нашел. Иными словами, тем, кто успешно отвечал на вопрос с помощью поисковиков, казалось, что их собственная память работает лучше, чем тем, кто ответа на вопрос не находил. В другом эксперименте людей просили либо самостоятельно дать объяснение некоторым явлениям (например, «как работает застежка-молния» или «отчего возникает торнадо»), либо «уточнить» объяснение в интернете. Оказалось, что после поиска в интернете, даже если этот поиск не привел к результату, участники эксперимента начинают переоценивать свою способность объяснять явления даже в областях знания, не связанных с теми, о которых их спрашивали3. И только на факты из их собственной жизни переоценка не распространялась. Но не исключено, что скоро ситуация изменится и здесь: мы все чаще публикуем фотографии и рассказываем о событиях из нашей жизни в блогах и социальных сетях, а потом сами возвращаемся к этим записям. Станет ли в итоге наша автобиографическая память лучше, хуже или просто иной — покажет время. И конечно, исследования.
B. Sparrow et al. «Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips», Science, 2011, vol. 333.
2 А. Ward «Supernormal: How the Internet Is Changing Our Memories and Our Minds», Psychological Inquiry, 2013, vol. 24.
3 M. Fisher et al. «Searching for Explanations: How the Internet Inflates Estimates of Internal Knowledge», Journal of Experimental Psychology, 2015, vol. 144 (3).