davex>>на сколько я понимаю, от недостатка масла, подшипники накроются медным тазом...
ED> В смысле когда двигатель уже стоит (не работает маслонасос), а турбина с подшипниками ещё вращается по инерции?
Да я об этом.
ED> Так турбина и на холостых вращается. ...
Но есть нюанс, при высоких нагрузках частота вращения ТК достигает 100 тыс об/мин и выше, а на холостых, частота вращения существенно ниже.
ED> ... И когда двигатель после глушится - тоже продолжает вращаться по инерции.
Из за того что остановленный двигатель создает большое противодавление воздушному потоку, ТК останавливается относительно быстро, но одно дело тормозиться со 100+ тыс об/мин после высокой нагрузки, совсем другое дело останавливаться с менее чем 10 тыс об/мин, после того как обороты ТК снизятся при работе двигателя на холостом ходу. Нагрузку на остаточную масляную пленку - сильно разные.
ED> ... но они после останова греют узлы вокруг себя. А вот тем узлам уже не факт что пофиг. ...
У подавляющего большинства ТК нет специального водяного/масляного охлаждения и крепятся они к патрубкам, у которых тоже нет специального охлаждения. Соответственно их нагрев сразу после останова движка в любом случае будет меньше, чем при работе двигателя при большой нагрузке.
ED> ... Хоть то же масло (без циркуляции) в том же подшипнике (что рядом с колесом турбины) может закоксоваться. Или в подводящих к подшипнику масляных каналах.
Воот. Это пожалуй единственное, что подвержено опасному перегреву. Но опять же этот вопрос, как минимум на половину - вопрос смазки подшипников.