Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
23 мая 2019 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Новикове А.Е.,
с участием прокурора Жарковой Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц и РФ к Ф. службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (в лице У. Роскомнадзора по Владимирской области) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <...> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и РФ обратился в суд с административным иском в котором просит:
признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» на сайтах: Взрывчатка и его отображениях - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;
направить копию вступившего в законную силу решения в адрес У. Роскомнадзора по Владимирской области для включения указателей страниц сайтов: Взрывчатка в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что истцом проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности по обращению ФСБ, осуществлен мониторинг интернет ресурсов.
В ходе проверки выявлен факт размещения в сети Интернет названных выше страниц сайтов, где имеются предложения неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним в домашних условиях изготовить взрывные устройства и взрывчатые вещества, детонаторы. Доступ на сайт свободный, не требует регистрации.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к ресурсам, на которых размещена запрещена законом информация, связанная с террористической деятельностью. При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, доступ к сайтам следует ограничить.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, указали в отзыве на свободный доступ к сайту.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 10 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных Ф. законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Ф. законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены Ф. законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается Ф. законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой выявлен сайт, на страницах которых размещена информация о возможности неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним в домашних условиях изготовить взрывные устройства и взрывчатые вещества.
Составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя содержания сайта, суд установил, что на нем содержится информация о способах изготовления взрывчатки, компонентах, их пропорциях, приведены химические формулы, механизм изготовления, содержатся обсуждения участниками чата.
Сведений о владельце сайтов материалы дела не содержат.
Согласно п. 2 ст. 3 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя в том числе, подстрекательство к террористическому акту; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за террористический акт. Часть третья статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта.
В соответствии с пунктом 1.1 примечания к статье 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы. Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 3 Ф. закона "О противодействии терроризму" террористическая деятельность включает в себя информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Статьей 222.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу, указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - потребителей информационных услуг.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения административного иска, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Административный иск прокурором подан в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 и ст. 39 КАС РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети "Интернет".
Отсутствие действий уполномоченного органа, направленных на включение в указанный реестр указателей страниц названных сайтов, не препятствует прокурору, в пределах своих полномочий обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и РФ, в том числе об ограничении доступа к информации, запрещенной к распространению в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
С учетом изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора <...> удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта: Взрывчатка и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию вступившего в законную силу решения в адрес У. Роскомнадзора по Владимирской области для включения указателей страниц сайта: Взрывчатка в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца.
Председательствующий судья М.С. Игнатович