В сети вот такое лежит местами, за подлинность не ручаюсь, но выглядит весьма реалистично. Ниже цитата, ключевые моменты я выделил:
Экранопланы ,,ОРЛЕНКИ,, в принципе и так летали как самолеты, но только на высоте 1-10 метров, согласно летной инструкции, и V=до385 км/ч, максимум. Казанские движки, после 5-8 кратного ремонта, больше тянули.
А, не летали так, как самолет, на больших высотах потому что:
-не было высотного оборудования,(анероидно-мембранных указательных приборов высоты, парашютов, систем покидания...).Прибором указателя скорости, был Радиовысотомер-до 10 метров.РВ-10.
-Также из-за своей конструкции, т.е, из-за аэродинамический компоновки крыла, преимущественно предназначенного для движения экраноплана, вблизи водной или иной поверхности.
Об этом знают буквально несколько человек, но примерно 1983-85 г.г., мы в режиме тайны и секретности, на свой страх и риск, без какого-либо согласования, и разрешения, несколько раз, ,,втихаря поднимали ,,ОРЛЕНОК,,С-21, чисто визуально и ориентировочно, примерно на высоту 300-500 метров,(но,
перед каждым таким вылетом К.К., Ю.Г., отдельно и персонально, один на один, всегда спрашивал согласие каждого члена экипажа на такой опасный полет. Каждый имел право отказаться от такого полета, но никто не отказывался. Погода и видимость была прекрасная, летали так по 20-30 минут. По словам ,КК, он же ком.в/ч(Ю.Г.-очень грамотного и опытного летчика), экраноплан, на такой высоте, плохо слушаются рулей, особенно элерон-закрылков и совершенно неустойчив в ГП, его постоянно куда-то тянет, есть постоянная угроза сваливания на бок или в штопор. Баранку надо было держать крепко , постоянно ,,бороться,, и парировать рулями эти отклонения и возмущения.
Но зато, он был устойчив и красив при полете вблизи экрана.
Проект ,,ЛУНЬ,, тем более не мог подняться на такую высоту.
...
,,Орленок ,, на скорости 90-100 км, мог выходить на слегка оборудованный морской берег, для высадки пехоты, техники, груза. Был у нас, для этого, спец. Пункт Маневренного Базирования, для отработки этой задачи. Это отрабатовалось 100 раз.
Указан автор: майор запаса Долотказин Равиль.Служил 1980-1991 г.г.База в г. Каспийске.
236-Дивизион Кораблей Экранопланов(В/Ч 30960),Каспийской Флотилии.
11-ОАГ(В/Ч 49201),ВВС КЧФ.(тоже экранопланы).
То есть если прямо по курсу шаланда, то только взлетать, получится у строевого лётчика удержать машину от сваливания или нет - каждый раз вопрос открытый. Облететь шаланду (льдину) нельзя - у того же КМ радиус виража был за полтора километра, по своей манёвренности он уступал авианосцу типа "Нимитц".
Хорошие аппараты были, перспективные, судя по всему.