[image]

США и семь других стран подписывают Соглашение NASA Artemis, устанавливающее правила исследования Луны

Крупнейшего партнера НАСА, России, нет в списке. Китая тоже.
 
1 5 6 7 8 9 10 11
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

sam7

администратор
★★★★★
Unix> все ваши, включая Вас - всегда сливаются ...

Да не переживайте, ИХ - немного.

Процентов 10. Больше, чем инженерная погрешность, но ненамного.
   82.082.0
RU Полл #27.10.2020 00:21  @Полл#26.10.2020 12:14
+
-1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Bredonosec> Предложения лепить какого-то монстра, в которого корабль будет залетать целиком и там распиливаться, или что угодно подобное - это маразм.
"Союз-МС" со сложенными солнечными батареями или без них, а мы говорим про корабль, оптимизированный для малого времени автономного полета, меньше по размеру, чем ТКС и все модули на его базе.
То есть поместиться в него.
При этом пустой модуль-док не будет весить 20 т, как модули на базе МКС, и если его сделать телескопическим - поместиться даже под обтекатель "Союза-2/СТБ" наибольшего диаметра.
"Союз-МС" доставляет на орбитальную станцию 3 космонавтов и 200 кг груза. Всего - около 800 кг. А аппаратура и конструкции, необходимые из-за нынешней системы стыковки, имеют массу, как выше посчитал - примерно столько же, сколько ПН.
   79.079.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Tico> Есть идея - запустить биологическую станцию и попытаться вывести на ней, методом селекции, высшие формы жизни наилучшим образом приспособленные к невесомости и повышенной радиации.
Сейчас это делают методом генинженерии. И тут вопрос, а надо ли вообще приспосабливаться к невесомости? А не создавать на станциизамену гравитации?

Полл>> - разведка астероидов, начиная с квазиспутников Земли, и освоение добычи ресурсов из них.
Tico> Боюсь, не по зубам пока.
Это как раз по зубам - задача чисто техническая, прилетели, нагребли, переработали. А не свободный научный поиск с результатом неведомо когда.

Полл>> приходится взрывной рост долга производителя ракет "Протон".
Tico> Демпинговали? Неужели...
Скорей деньги по дороге потерялись...
   82.082.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
J.B.> Зачем если можно вывести три 75 тонных модуля. Один -КК, другой Двигатель и реактор, частично топливо, третий топливо. Можно комбинированную тягу использовать.

А почему именно 3*75 а не 10*22.5 (Протоном, в смысле)?
J.B.> Ну или что то размером со Скайлэб.
А в чём проблема Протоном надкалиберный блок вывести? Если на 2.2м Союза вешают 4.1 метра, то тут 8-9 метров диаметром запросто.

J.B.> Значит надо сделать то. что Россия умеет делать лучше всего - танки луноходы. Лэндер с луноходом, вооруженным ракетами и пушками Нудельмана. Высаживаем луноходную роту и решаем вопрос-чья Луна.
Увы, это тоже умел СССР а не РФ. К танкам это тоже кстати относится.
   82.082.0
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Полл> У авиапрома после Ту-144 были вполне летающие Як-42/42Д/142, Ан-72, Ил-86/96, Ту-204, Ан-124.
Полл> Это была продукция для заказчика, а не шедевры инженерного искусства.
Они не после - они в других КБ. Каждое деградировало со своей скоростью.
А Ту-204 - сделан на "от***сь", просто взяли 154 и перевесили движки под крыло, их рядом поставь - не отличишь.

Полл> Если брать линию ДОС-Земля, то корабль в ней должен иметь минимальное время автономного полета, минимальный гермообъем, минимум ресурса всех остальных систем и самих систем - ради сокращения балласта, который мы будем таскать туда-обратно по гравитационному колодцу и через атмосферу.
Полл> А это, в частности, подразумевает минимум метеоритной защиты и экранно-вакуумной изоляции.
Полл> Соответственно на ДОС его надо будет хранить и обслуживать в ангаре, скорее всего - герметичном.
На ресурсе экономить не получится - запчасти тоже с Земли везти. И вообще обслуживание - геморрой.
А вот закрывать его постоянно находящимся на станции экраном - это идея правильная. Но герметичность этого экрана потребует слишком большой его массы.
просто телескопическое кольцо вокруг узла, раздвигаемое после стыковки.

Полл> ИМХО, ты прав. И что разумное, по-твоему, мы сейчас можем сделать? Повторюсь, здесь обсуждаем технику, для политики - другие темы.
Сейчас - не надо гнаться за сложностью задач.
Если доставляем модуль к МКС - то доставляем именно модуль - большой и пустой. А не начиняем его 20 лет постоянно устаревающими приборами.
Будем готовы к какому эксперименту - доставляем приборы для него грузовиком, монтируем.

Полл> На текущем и представимом уровне развития науки и техники, что бы ты не делал, полет на Марс будет длится примерно полгода. В лучшем случае, который бывает раз в четыре года.
На текущем уровне - сам перелёт может быть 2-3 месяца.
Просто для флаговтыка, в которм цикл туда-обратно не может быть меньше нескольких лет, в этом нет смысла - ну прилетели быстро, а потом кукуем год на орбите Марса.

Полл> Стандартный стыковочный узел потребуется таскать сквозь атмосферу со дна гравитационного колодца при каждом запуске. Его масса - порядка 200 кг.
Полл> Для использования стандартного стыковочного узла космический корабль должен иметь специальные системы высокоточных двигателей причаливания и ближней навигации. Масса этого счастья для "Союза" тоже порядка 100 кг.
Стандартный узел - это просто кольцо с замками, всё остальное в принципе необязательно - корабль можно зацепить манипулятором и ткнуть в узел. И иметь массу узла килограмм 50
Про стационарную защиту я уже писал.
Ну и не забываем, что будут и чисто грузовые корабли. Которые пристыковал - разгрузил - отстыковал.

Полл> Если ты прилетел на "заправочную станцию" в космосе, то тебе придется уравнять относительную скорость, дозаправится, снова набрать отлетную скорость и построить траекторию отлета. В результате совсем не факт, что на этом маневре ты выиграешь время перелета или массу полезной нагрузки.
Зато станция может кинуть в тебя бак топлива. С твоей скоростью.
   82.082.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> На ресурсе экономить не получится - запчасти тоже с Земли везти. И вообще обслуживание - геморрой.
Для корабля линии поверхность-орбита? Который рассчитан на 3 часа самостоятельного полета? Очень условно самостоятельного.
А зачем?
Он прилетает на станцию, разгружается и консервируется внутри нее, затем расконсервируется, загружается, возможно - заправляется, и возвращается на планету. При активном движении поверхность-ДОС, к примеру - два рейса в месяц, возможно и консервации на орбите не будет.

Дем> просто телескопическое кольцо вокруг узла, раздвигаемое после стыковки.
Неподвижная обечайка даже на низкой орбите проживет 20 лет. Самые старые модули МКС тому пример. Подвижные конструкции проживут меньше. Причем они - дороже.
А ради чего танцуем?

Дем> На текущем уровне - сам перелёт может быть 2-3 месяца.
С приемлемой ПН - нет. Конечно, по принципу "Глубоких Горизонтов" можно послать несколько сотен кг ПН в один конец.

Дем> Стандартный узел - это просто кольцо с замками, всё остальное в принципе необязательно - корабль можно зацепить манипулятором и ткнуть в узел. И иметь массу узла килограмм 50
Что ровно на 50 кг больше варианта, когда стыковочного узла - нет. :)
Я продумывал разные варианты.
Чистый док для снабжения ДОС на низкой орбите наиболее оптимальный. Вспомни две проблемы с "Прогрессами", когда при сбросе ГО им повреждалось то самое кольцо стыковочного узла, что ставило стыковку под угрозу. Узел, которого нет - не ломается. И к слову сказать - ничего не стоит. Для максимально легкого и дешевого корабля-капсулы для выпрыгивания из гравитационного колодца через атмосферу наилучшее стыковочное устройство - отсутствующее.
Те же 50 кг стыковочного кольца при 2 кораблях в месяц за год даст 1200 кг балласта. А за двадцать лет - 24 тонны.

Дем> Ну и не забываем, что будут и чисто грузовые корабли. Которые пристыковал - разгрузил - отстыковал.
И в чем разница с вариантом отшлюзовал - разгрузил - выбросил через шлюз? В том, что люки в грузовой отсек можно будет располагать так, как удобней, а не играть в "обезьяну, которая хочет вытащить фрукт из кувшина", как сейчас со стыковочными узлами? И не проводить ВКД ради разгрузки "багажника" вроде того, что есть на грузовом "Дрэгоне".

Дем> Зато станция может кинуть в тебя бак топлива. С твоей скоростью.
Не может. В общем случае. Для этого необходимо, чтобы на станции бы корабль, который к тебе и полетит, а никак не "бак с топливом".
   79.079.0
Это сообщение редактировалось 27.10.2020 в 04:12
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Полл> Для корабля линии поверхность-орбита? Который рассчитан на 3 часа самостоятельного полета? Очень условно самостоятельного.
Полл> А зачем?
Затем что даже такие корабли нынче многоразовые. И рассчитан он на 10-100 полётов.
И что-то ремотнировать в нём стоит только если иначе никак не получается.

Дем>> На текущем уровне - сам перелёт может быть 2-3 месяца.
Полл> С приемлемой ПН - нет.
Грузы могут лететь долго. Быстро надо возить людей. А даже 100 человек - это всего 10 тонн.
А совмещать перевозку людей и грузов - всё равно дурная мысль.

Полл> Что ровно на 50 кг больше варианта, когда стыковочного узла - нет. :)
Полл> Я продумывал разные варианты.
50 кг - при массе корабля в десяток тонн - это ниочём. Не надо крохоборствовать.
Вон в Федерации одних лишних проводов два центнера вышло. А всего наверно тонна.

Полл> Чистый док для снабжения ДОС на низкой орбите наиболее оптимальный.
Пока кораблём в крышку не стукнут.
   82.082.0

Tico

модератор
★★★
Дем> Сейчас это делают методом генинженерии.

Генинженерия будет замешана обязательно, но пока не совсем понятно, что инженерить. Поиск подобного рода как я предложил, делается для того, чтобы посмотреть, как выкрутится природа. Она пока что умнее.

Дем> И тут вопрос, а надо ли вообще приспосабливаться к невесомости? А не создавать на станциизамену гравитации?

Единственный известный способ это раскрутка, это в потенциале сотни тысяч тонн лишней массы для конструкции, если не миллионы. Кроме того, люди в невесомости будут всё равно проводить длительное время, КМК, и приспособленность может снизить затраты на лечение связанных с этим болячек...

Дем> Это как раз по зубам - задача чисто техническая, прилетели, нагребли, переработали.

Не по зубам данной конкретной России в данный конкретный исторический момент. За сколько времени и денег, по твоему, Россия сможет создать что-то похожее на вторую Хаябусу, если возьмётся?
   80.0.3987.14980.0.3987.149
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> Затем что даже такие корабли нынче многоразовые. И рассчитан он на 10-100 полётов.
На сегодня нет кораблей, летающих на орбиту два раза в месяц.
И даже летающих раз в месяц - нет.
При такой частоте полета для предельно легкого и дешевого корабля-капсулы я не знаю, имеет ли смысл многоразовость. Это надо считать отдельно.
Но в любом случае все ремонтные работы и, желательно, все техобслуживание должны проводится на Земле, не на орбите.

Дем> Грузы могут лететь долго.
Давай все же определимся, про какие космические перевозки мы говорим.
Ты в этом пункте говоришь про перевозки поверхность планеты - ОС?

Дем> Быстро надо возить людей. А даже 100 человек - это всего 10 тонн.
Без СЖО, САС и даже просто кресел. Со всем необходимым для орбитального кратковременного полета масса на 1 космонавта - примерно тонна, плюс-минус.

Дем> А совмещать перевозку людей и грузов - всё равно дурная мысль.
Совмещать перевозку людей и грузов где, в каких условиях, уточни, пожалуйста?

Дем> 50 кг - при массе корабля в десяток тонн - это ниочём. Не надо крохоборствовать.
Стоимость кг ПН на орбитальной станции - десятки тысяч долларов/миллионы рублей за кг.
При интенсивной эксплуатации, порядка 1-2 полетов в месяц, эти 50 кг становятся потерями единиц тонн ПН в год, миллиардов рублей. Чем интенсивность полетов выше - тем потери больше.
Ради чего закладываем в систему эти потери, если можно их избежать?

Дем> Вон в Федерации одних лишних проводов два центнера вышло. А всего наверно тонна.
Поэтому наш "Роскосмос" в той ситуации, в которой находится. Потому что в СА "Союза" уже много лет лежит балласт. Потому что в "Федерацию" потери ПН заложены изначально. И так - по всем позициям, начиная с обязательного тестового прожига каждого ЖРД.
Технические, технико-организационные и организационные решения, имевшие смысл в условиях "лунной гонки", далеко не оптимальны вне ее. По тем же самым причинам, по которым гоночная машина и грузовик, автобус или трактор проектируются совсем по-разному.
И для машин, построенных вокруг экономических характеристик, крохоборствовать и назначать премии за сокращение массы начиная с десятков грамм - необходимо.

Полл>> Чистый док для снабжения ДОС на низкой орбите наиболее оптимальный.
Дем> Пока кораблём в крышку не стукнут.
За 20 лет эксплуатации МКС ни разу кораблем, который ловили "Канадармом", по станции не стукнули.
   79.079.0
Это сообщение редактировалось 27.10.2020 в 12:09

Полл

координатор
★★★★★
Tico> Не по зубам данной конкретной России в данный конкретный исторический момент. За сколько времени и денег, по твоему, Россия сможет создать что-то похожее на вторую Хаябусу, если возьмётся?
За четыре года и порядка полумиллиарда долларов.
У нас есть серийные долговременные платформы для КА, научную аппаратуру для миссий мы тоже вполне успешно делаем.
Скомплексовать, испытать - три года. Внести изменения в конструкцию по результатам испытаний - еще год.
Почему ТАК не делается - по тем же причинам, по которым в СА "Союза" уже двадцать лет летает чушка балласта: "Не надо крохоборствовать!" :(
   79.079.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Дем>> Грузы могут лететь долго.
Полл> Давай все же определимся, про какие космические перевозки мы говорим.
Здесь - про полёт к Марсу
Дем>> Быстро надо возить людей. А даже 100 человек - это всего 10 тонн.
Полл> Без СЖО, САС и даже просто кресел. Со всем необходимым для орбитального кратковременного полета масса на 1 космонавта - примерно тонна, плюс-минус.
Нет. Аварийный скафандр - ну пять кило. потребление кислорода - полкило в сутки, только при дальних полётах будет много, но там будет регенератор.
САС на Старшипе разве предусмотрена?
Дем>> А совмещать перевозку людей и грузов - всё равно дурная мысль.
Полл> Совмещать перевозку людей и грузов где, в каких условиях, уточни, пожалуйста?
Везде и всегда. Что Земля-орбита, что Земля-Марс.

Полл> Но в любом случае все ремонтные работы и, желательно, все техобслуживание должны проводится на Земле, не на орбите.
Да

Полл> Стоимость кг ПН на орбитальной станции - десятки тысяч долларов/миллионы рублей за кг.
Это сейчас. Старшип будет выводить за 20долларов/кило.
И это не потому что он большой - а потому что многоразовый. Мелкий тонн на 10 будет ещё дешевле.
   82.082.0

Tico

модератор
★★★
Полл> За четыре года и порядка полумиллиарда долларов.

Это около 1/5 всего гражданского бюджета Роскосмоса.
   80.0.3987.14980.0.3987.149
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> Здесь - про полёт к Марсу
Полет к Марсу требует совсем других технологий и технических решений, чем полет к Луне.
А полет к Луне требует совсем других технических решений, чем полет на орбиту с Земли.

Дем> Нет. Аварийный скафандр - ну пять кило. потребление кислорода - полкило в сутки, только при дальних полётах будет много, но там будет регенератор.
Если ты решишь проблему охлаждения человека в скафандре и вентиляции кожных покровов. Гибель "золотого мальчика" Леонардо да Винчи знаешь?
Пока не придуман иной способ решения этих проблем, кроме вентиляции скафандра кислородом, что увеличивает его расход до 22 литров в минуту.
Плюс тебе нужно поглощать СО2. Плюс человек должен переносить перегрузки - то есть иметь достаточно удобное и прочное место. Это все масса.

Дем> САС на Старшипе разве предусмотрена?
Обязательно. САС даже на "Спейс Шаттлах" была предусмотрена. Только, как показала практика, не достаточно эффективная.

Дем>>> А совмещать перевозку людей и грузов - всё равно дурная мысль.
Как человек, летавший на северА вместе с грузами, могу лишь констатировать, что совместная перевозка людей и грузов в определенных условиях точно имеет экономический смысл и распространена.

Полл>> Совмещать перевозку людей и грузов где, в каких условиях, уточни, пожалуйста?
Дем> Везде и всегда. Что Земля-орбита, что Земля-Марс.
На линии Земля-Орбита при возможности "снять САС" - возможно.
Правда, при нынешних и перспективных крошечных объемах перевозок поверхность-ОС окупаемость даже небольшой модификации корабля и носителя под сомнением и должна быть тщательно оценена.
На линии Земля-Марс или Земля-астероиды, имея в виду не квазиспутники Земли - безусловно нет. Большая длительность полета влечет за собой очень большие массы на каждого члена экипажа. А малые грузопотоки на данных направлениях на обозримое будущее делают не рациональным создание нескольких транспортных систем в параллель.

Дем> Это сейчас. Старшип будет выводить за 20долларов/кило.
Создание производства для производства и технологий "Старшипа" обошлось уже в что-то порядка десяти миллиардов долларов.
Стоимость одного "Старшипа" ориентировочно порядка единиц миллиардов долларов, оптимистично.
Послестартовое обслуживание - как минимум 40% стоимости, на примере "Фалкона 9" и "Дрэгона".
Для посадки первой ступени потребуется новая специальная платформа.
Для пуска - новый стартовый комплекс или перестройка старого, с созданием инфраструктуры заправки большим количеством метана.
Для производства нужного количества метана потребуется строить новый завод или переделывать существующие. Это тоже миллиарды долларов.
Не будем мелочится и считать расходы на сам пуск, страховку и т.д..
Посчитаем:
Сам "Старшип" стоит, оптимистично, 1 миллиард долларов. Опять же оптимистично его ресурс - 20 полетов.
Межполетное обслуживание - 8 миллиардов долларов. Стоимость жизненного цикла - 9 миллиардов долларов.
Все прочие затраты по программе сверх-оптимистично запишем в десять миллиардов долларов. Они уже фактически больше.
Итого: 10 "Старшипов" - 90 миллиардов долларов плюс остальные расходы 10 миллиардов долларов. Всего - 100 миллиардов долларов.
Выводимую массу опять же оптимистично возьмем в 150 т, согласно последнему пресс-релизу "СпейсИкс", хотя с полной загрузкой никакой носитель постоянно не летал, да и сама предельная масса из пресс-релизов дело такое.
Итого - 10 кораблей на 20 рейсов на 150 т = 30 000 т = 30 000 000 кг.
А теперь делим доллары на килограммы: 100 000 000 000$/ 30 000 000 кг = ~3 000 $/кг.
Хороший показатель. Правда, он получен очень-очень-очень оптимистическими вводными.
Но не будем придираться, как я сказал. :)
Система BFR безусловно очень интересная и конкурентноспособная. Правда, есть сомнение, что окупится в эксплуатации.
Но посмотрим. Однако в данной теме "Старшип" - оофтоп, если желаешь обсуждать его - пошли в профильную тему по "СпейсИкс".
   79.079.0
Это сообщение редактировалось 27.10.2020 в 17:27

Полл

координатор
★★★★★
Полл>> За четыре года и порядка полумиллиарда долларов.
Tico> Это около 1/5 всего гражданского бюджета Роскосмоса.
Годового бюджета "Роскосмоса". Подели на 4 года длительности программы - получишь 1/20.
Крупная для нас программа? Да, безусловно.
Возможно? ИМХО, да.
   79.079.0

3-62

аксакал


Tico> Это около 1/5 всего гражданского бюджета Роскосмоса.

Дело не в деньгах (их быстро освоят с нулевой отдачей), но в кадрах.
Кто там из способных "поднять" задачу имеется?
   86.0.4240.11186.0.4240.111

Полл

координатор
★★★★★
3-62> Кто там из способных "поднять" задачу имеется?
ИМХО, решетневцы, лавочкины.
   79.079.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Полл> Если ты решишь проблему охлаждения человека в скафандре и вентиляции кожных покровов.
В условиях нормального полёта - достаточно вентилятора.
В случае разгерметизации - будет посадка в течении десятка-двух минут, на первую попавшуюся сушу, не успеет перегреться.

Полл> Плюс тебе нужно поглощать СО2. Плюс человек должен переносить перегрузки - то есть иметь достаточно удобное и прочное место. Это все масса.
СО2 - 0.8 кг в сутки, сколько там за три часа? Несерьёзный вес. Перегрузки уровня аттракциона, даже при срабатывании САС на Драгоне не более 5 же, ЕМНИП.

Полл> Как человек, летавший на северА вместе с грузами, могу лишь констатировать, что совместная перевозка людей и грузов в определенных условиях точно имеет экономический смысл и распространена.
Самолёты без людей пока не летают, так что это не то.

Полл> Правда, при нынешних и перспективных крошечных объемах перевозок поверхность-ОС окупаемость даже небольшой модификации корабля и носителя под сомнением и должна быть тщательно оценена.
Маск сделал специальную грузовую версию Д2 - без супердраго и окошек.
Просто над ним не стоит 100500 бюрократов, и модификации получаются дёшево.

Полл> На линии Земля-Марс или Земля-астероиды, имея в виду не квазиспутники Земли - безусловно нет. Большая длительность полета влечет за собой очень большие массы на каждого члена экипажа.
Очень большие - это если в межзвёздный полёт на консервах лететь. Но даже там не запредельно большие. А при условии регенерации кислорода - два центнера еды на год, фигня.

ЗЫ А что касается астероидов - то тут надо помнить, что даже скромный камушек в 10 метров - это 1000 тонн.
И такой вполне реально тормознуть при пролёте мимо Земли об атмосферу и сделать спутником Земли.
Но подходящий ещё найти надо, заранее - а не когда он уже пролетел...

Полл> Создание производства для производства и технологий "Старшипа" обошлось уже в что-то порядка десяти миллиардов долларов.
Полл> Стоимость одного "Старшипа" ориентировочно порядка единиц миллиардов долларов, оптимистично.
Эт ты что-то загнул, нет у Маска столько денег...
Стоимость старшипа - это зарплата возящейся на площадке сотни-другой людей плюс стоимость пары сотен тонн нержавейки. Плюс по миллиону за движок.
Так что скорей ближе к сотне миллионов за полностью комплектную штуку.
Бустер будет раза в 3-4 дороже.

Полл> Послестартовое обслуживание - как минимум 40% стоимости, на примере "Фалкона 9" и "Дрэгона".
Обслуживания, как понимаю, не предполагается вообще. А 40% - это для первой разработки, где на все возможные грабли наступили.
Полл> Для пуска - новый стартовый комплекс или перестройка старого, с созданием инфраструктуры заправки большим количеством метана.
Ну вон у него шесть колонн торчат - весь старт.

Полл> Для производства нужного количества метана потребуется строить новый завод или переделывать существующие. Это тоже миллиарды долларов.
СПГ нынче ширпотреб, просто подогнать танкер и залить.

Полл> Посчитаем:
Расчётный ресурс корабля - 100 полётов, бустера - 1000. Движков - пока ХЗ
Стоимость заправки - 0.5 млн, амортизация - 1.5 млн.

Но что касается нас - нам такое не надо, отмасштабировать его вниз на порядок, чтобы 10-15 тонн выводил. И диаметр при этом получится удобный, порядка 4 метров.
   82.082.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> В условиях нормального полёта - достаточно вентилятора.
...фильтра пыли, охладителя, осушителя, фильтра микрочастиц, поглотителя СО2, поглотителя запахов и метана, нагревателя. Совершенно верно.

Дем> В случае разгерметизации - будет посадка в течении десятка-двух минут, на первую попавшуюся сушу, не успеет перегреться.
Один тормозной импульс для схода с орбиты у "Союза" длится 5 минут.
Вход в атмосферу - через полчаса после зажигания.
Время нахождения в закрытом аварийно-спасательном скафандре без вентиляции до перегрева - 15 минут.

Полл>> Как человек, летавший на северА вместе с грузами, могу лишь констатировать, что совместная перевозка людей и грузов в определенных условиях точно имеет экономический смысл и распространена.
Дем> Самолёты без людей пока не летают, так что это не то.
Что - не то? Точно такая же транспортная система для доставки людей и малых объемов грузов, как и система Земля-Марс. Точно так же можно доказать, что перевозка груза автоматическими дирижаблями в расчете на перевезенный килограмм обойдется дешевле, чем гнать самолет или вертолет. Точно так же дирижабль может перевозить моногрузы больше, чем самолет или вертолет.

Дем> Маск сделал специальную грузовую версию Д2 - без супердраго и окошек.
Дем> Просто над ним не стоит 100500 бюрократов, и модификации получаются дёшево.
Маску 100500 бюрократов заказали и оплатили грузовой корабль на МКС. И в версии Д2 данного грузового корабля Маск в основном выполнил ТТХ этого заказа.
Естественно, обошлось это не быстро и не дешево.
Как любая хорошо сделанная работа.

Дем> Очень большие - это если в межзвёздный полёт на консервах лететь. Но даже там не запредельно большие. А при условии регенерации кислорода - два центнера еды на год, фигня.
На основе анализа каких проектов дальних космических полетов ты сделал столь не банальный вывод?

Дем> Эт ты что-то загнул, нет у Маска столько денег...
У Маска стабильно убыточная "Тесла" и не менее стабильно убыточный "СпейсИкс".
Он работает не на свои деньги. И очевидно, что для инвесторов Маска экономические показатели его деятельности, в частности, прибыль, как минимум на текущий момент - не важны.

Дем> Стоимость старшипа - это зарплата возящейся на площадке сотни-другой людей плюс стоимость пары сотен тонн нержавейки. Плюс по миллиону за движок.
Если бы движок имел себестоимость миллион - Маск мог бы стать миллиардером, просто продавая их.
Но миллион - это операционные расходы на производство "Мерлина", не "Раптора", а не себестоимость его.
Для производства этой нержавейки Маску пришлось построить специальный завод. Стоимостью в несколько миллиардов долларов. Себестоимость данного сплава я угадывать не буду, но сам факт того, что никто не согласился его выпускать - говорит о многом.
Не сотня, не две сотни, ни тысяча человек сложные металлоконструкции не соберут. На сборке у Маска работает десяток, если не больше, кран-манипуляторных установок, включая две очень большие, причем все эти установки оснащены системами точного позиционирования рабочих органов, несколько высокоточных и больших листогибочных и трубогибочных станков, автоматические сварочные машины.
Ведение работ без производства оснастки, как сделал Маск со "Старшипом" - очень дорогой в расчете на единицу продукции способ работ. Поэтому я сомневаюсь, что Маск планирует даже десять "Старшипов" произвести.

Дем> Бустер будет раза в 3-4 дороже.
Первая ступень дешевле космического корабля.

Дем> Обслуживания, как понимаю, не предполагается вообще.
Фэнтези - в следующем зале.
Иди в тему про "СпейсИкс" и не захламляй техническое обсуждение.
   79.079.0
Это сообщение редактировалось 28.10.2020 в 08:19
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> Но что касается нас - нам такое не надо, отмасштабировать его вниз на порядок, чтобы 10-15 тонн выводил. И диаметр при этом получится удобный, порядка 4 метров.
Что касается нас, то носитель нужно подбирать под нагрузку. Какую нагрузку планируем выводить?
   79.079.0
+
+1
-
edit
 

Tico

модератор
★★★
Тем временем в замке шефа...

ЕКА и NASA подписали меморандум о сотрудничестве по лунным проектам

В своем коммюнике ЕКА подчеркнуло, что считает достигнутую договоренность "исторической" //  tass.ru
 
ПАРИЖ, 27 октября. /ТАСС/. Европейское космическое агентство (ЕКА) и NASA подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому США отправят к Луне трех европейских астронавтов в обмен на постройку двух модулей для окололунной станции Gateway. Об этом ЕКА сообщило во вторник на своем сайте.

Подписи под соглашением поставили главы ЕКА и NASA Ян Вернер и Джеймс Брайденстайн. В своем коммюнике ЕКА подчеркнуло, что считает достигнутую договоренность "исторической".

Европейское космическое агентство берет на себя обязательство изготовить "не менее двух служебных модулей" для американского пилотируемого корабля Orion. Оборудование будет обеспечивать корабль электроэнергией, водой, кислородом и азотом.

Также ЕКА построит два модуля для станции Gateway. Основной жилой I-Hab, а также связной модуль ESPRIT.

"Взамен ЕКА получит три возможности для отправки своих астронавтов на американских кораблях на станцию Gateway", - говорится в сообщении. В нем отмечается, что договоренность с США была достигнута в соответствии с решениями, принятыми государствами-членами на министерском совете ЕКА Space19+ в Севилье.
 
   80.0.3987.14980.0.3987.149
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Tico> Тем временем в замке шефа...
Всем поклонникам Маска и "Старшипа":

Возможные риски предложения SpaceX по лунной версии корабля Starship

Предложение SpaceX  посадить астронавтов на Луну с использованием многоразового корабля Starship может “изменить игру в освоении космоса, но сопряжено с рисками и сложностями, которые уг… //  aboutspacejornal.net
 

NASA заключило контракт со SpaceX на $135 млн на разработку новой версии Starship для потенциального использования в качестве лунного корабля с экипажем. Космическое агентство также подписало соглашение с Blue Origin на $579 млн и соглашение с Dynetics на $253 млн на разработку собственных лунных кораблей.
____________________________________
Речь идет об эскизном проектировании лунного лэндера.
   79.079.0
+
-
edit
 

Jurgen BB
Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Дем> А почему именно 3*75 а не 10*22.5 (Протоном, в смысле)?


Я всегда думал что три операции это проще, дешевле, надежнее и быстрее чем 10 операций. Зачем Белазы и шагающие экскаваторы на карьер ставить, если есть Газели и специально обученные талибы с лопатами?



Дем> А в чём проблема Протоном надкалиберный блок вывести? Если на 2.2м Союза вешают 4.1 метра, то тут 8-9 метров диаметром запросто.

Если б было так просто, Мир был бы больше.

Дем> Увы, это тоже умел СССР а не РФ. К танкам это тоже кстати относится.

Т-80 сила. но уж небольшой луноход с пухой и атомной батарейкой сваять можно. Было бы желание, шарашка и надзор нквд.
   86.0.4240.11186.0.4240.111
RU Полл #28.10.2020 20:36  @Jurgen BB#28.10.2020 18:23
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
J.B.> Я всегда думал что три операции это проще, дешевле, надежнее и быстрее чем 10 операций. Зачем Белазы и шагающие экскаваторы на карьер ставить, если есть Газели и специально обученные талибы с лопатами?
Если у тебя стоит задача "быстрее" - то безусловно.
Однако за этот год мы выведем в космос, в пересчете на НОО, менее 200 тон. В пересчете на "Протоны-М" - менее восьми-девяти запусков.
И дело тут вовсе не в недостатке ракет, как ты понимаешь.
Как тебе предложение купить Белаз на задачу, где КАМАЗ избыточен, и, по-хорошему, Газели достаточно? Жаба не лютует? :)

J.B.> Если б было так просто, Мир был бы больше.
Ты хочешь сказать, модули "Мира" были бы больше. Не уверен, что это пошло бы на пользу станции.
   79.079.0

Naib

аксакал

Дем> СО2 - 0.8 кг в сутки, сколько там за три часа? Несерьёзный вес. Перегрузки уровня аттракциона, даже при срабатывании САС на Драгоне не более 5 же, ЕМНИП.

не менее 2,5 кг воздуха, если нет поглотителей + баллоны + система клапанов

Дем> Очень большие - это если в межзвёздный полёт на консервах лететь. Но даже там не запредельно большие. А при условии регенерации кислорода - два центнера еды на год, фигня.

И ни капли воды. Не тушки долетят, а чучелки.

Дем> Обслуживания, как понимаю, не предполагается вообще. А 40% - это для первой разработки, где на все возможные грабли наступили.

И новых накидали.

Дем> СПГ нынче ширпотреб, просто подогнать танкер и залить.

Да? Газ глубокой очистки от серы, этана, азота, аргона, воды - ширпотреб? Дайте два. :D

Дем> Стоимость заправки - 0.5 млн, амортизация - 1.5 млн.

Это ты типа про урезанную заправку Ф-9?
   86.0.4240.11186.0.4240.111
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Дем>> А почему именно 3*75 а не 10*22.5 (Протоном, в смысле)?
J.B.> Я всегда думал что три операции это проще, дешевле, надежнее и быстрее чем 10 операций.
Быстрее - оно да, но и всё. И то если не учитывать время на проектирование.
Проще, надёжней и дешевле то что лучше отработано. Т.е. серийное изделие, которое летяет десятки раз в год. А не три раза раз в несколько лет.

J.B.> Если б было так просто, Мир был бы больше.
Не был бы, ибо как "больше" привезти на Байконур? Только специальным самолётом, но ракетчикам самолёты проектировать было не положено.
   82.082.0
1 5 6 7 8 9 10 11

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru