[image]

Немецкая пропаганда 30-х годов в отношении СССР

хорошо посмотреть параллели с днем сегодняшним
Теги:история
 
LT Bredonosec #11.02.2020 23:26
+
-
edit
 
Подготовка «психологического» ведения войны против СССР в 1930-х годах.
Психологическая лаборатория Рейхсвера.

«Международно-психологическое исследование № 5»


С точки зрения NSDAP и военного руководства, с 1933 года Германия находилась в состоянии «довоенной войны» с Советским Союзом. Во внутренней антисоветской пропаганде продвигался тезис о стремлении СССР «сознательно уничтожить Европу» и Коминтерне, как об инструменте «пропаганды и революции», при помощи которого будет происходить это уничтожение. Современные военные конфликты, такие как гражданская война в Испании, интерпретировались в этом контексте как «мировоззренческие» войны. Адольф Гитлер отметил, что победа анти-республиканских сил генерала Франко предотвратила «победу подполья большевистских недочеловеков». В военной публицистике 1930-х годов деятельность Советского государства и его армии в области морального укрепления собственного населения, а также «разложения» вооруженных сил противника, с профессиональной точки зрения считалась крайне эффективной. Теоретик психологического ведения войны доктор Альбрехт Блау придавал собственной немецкой пропаганде резкий антикоммунистический характером, но не явный антисемитский. В своей книге 1935 года «Propaganda als Waffe» (Пропаганда как оружие) Блау предупреждал о том, что коммунистические лидеры Советской России хорошо знают эффект пропаганды, знакомы с ее применением и что в грядущей войне «наверняка предполагается, что пропаганда будет применена как инструмент войны в наиболее обширном и эффективном виде». Блау, который в значительной степени отвечал за формирование концепции войны Германии против СССР, особо выделял различные группы партийных комиссаров и политработников РККА, а также отмечал, что более глубокий смысл политического воспитания в Красной Армии заключается в том, чтобы «сделать из каждого красноармейца не просто солдата, но и пропагандиста». «Новейшее и очень опасное пропагандистское оружие» Блау видел, кроме того, в массовом обучении парашютистов в Советском Союзе. При этом он указала, что Советский Союз обучает не только солдат, но и гражданских лиц, членов партии и женщин. Они могли бы, «как агитаторы и организаторы, во вражеской стране и в тылу сражающегося фронта, оказывать разрушительное действие». Таким образом, в 1935 году Блау обозначил определенные группы особо опасных противников в области «психологического» ведения войны: политический аппарат Красой Армии – в частности, политические комиссары – плюс гражданские лица, в том числе и женщины, которые могли быть использованы в тылу как парашютисты. Кроме того, как указывалось выше, Блау также рассматривал и всю массу красноармейцев-пропагандистов как довольно угрожающую.

Исследование Блау, появившееся в серии «Военно-психологических работ» Психологической лаборатории Военного министерства Рейхсвера в 1935 году, было разрешено только для внутреннего пользования из-за «специфики содержания». Тем не менее оно получило большое распространение, так как многие копии этой работы были отправлены всем членам DGWW, а уже в 1937 году эта работа стала известна в международных кругах, так как она была опубликована немецким коммунистом и издателем Вилли Мюнценбергом в его анализе нацистской пропаганды.

Фундаментальное исследование для последующего нападения на Советский Союз было представлено Психологической лабораторией Рейхсвера в ноябре 1935 года. Исследование освещало концептуальные принципы психологического разложения СССР и называлось «Международно-психологическое исследование № 5». Это секретное исследование рассматривало вопрос «национального состава населения СССР и возможности применения пропаганды в этом направлении». В общей сложности 49 копий этого документа, в создании которого Блау, вероятно, принимал главное участие, поступили в Генеральный штаб, подразделения вооруженных сил, в OKW, в разведку ВМС, в Министерство авиации и т.д. Месяц спустя последовало «Международно-психологическое исследование № 6», в котором содержались количественные данные об ожидаемой доле активных коммунистов и евреев в Красной Армии. Исследование показывало, что доля коммунистов и евреев во время массовой мобилизации будет относительно мала. Эта установка создала как бы приложение к предыдущему исследованию, в котором было установлено, что:

«Боевая структура Красной Армии в значительной степени связана с использованием пропагандистских средств. Причина этого заключается в том, что новая империалистическая война, к которой подготовлена и обучена Красная Армия, ведется под мотивацией чисто мировоззренческой идеи – распространения мировой революции. Таким образом, средства физического насилия Красная Армия будет сочетать с пропагандистским распространением этого мира идей. Таким образом, подготовка пропагандистской борьбы против СССР крайне важна. В результате большого разнообразия народов, народных взглядов, в том числе и в национальном, религиозном и социальном отношении, Советский Союз также предлагает множество возможностей и точек для борьбы с его собственной пропагандой».

В исследовании было перечислено почти 200 национальностей, населяющих территорию СССР. Наряду с русскими, украинцами и белорусами, которые составляли почти две трети от общей численности населения, в исследовании учитывались поляки, этнические немцы, евреи и большое количество других национальностей. Основная часть исследования рассматривала пропагандистские действия по отношению к различным национальностям и расам Советского Союза, Красной Армии и гражданского населения в тылу. Солдаты и гражданские лица должны быть убеждены в «бессмысленности» борьбы. Нацистская пропаганда должна была быть основана на как бы «разоблачении еврейских большевиков», которые под лозунгом «хлеба, земли и свободы» дали «голод, смерть и бедствия». Акцент в пропаганде делался на подобных моментах:

«Вы сражаетесь не за Россию, а за господ комиссаров и партийных чиновников - грязных евреев. Раньше вы были русскими господами в собственном доме, а теперь евреи и преступники правят вами и толкают вас на войну и на смерть ради расширения своего господства над другими народами».


Этот намек на то, что половина высших народных комиссаров, а также все комиссары Красной Армии якобы являются евреями, должен следовать следующему призыву: «Убейте их, бегите и сдавайтесь по отдельности или целыми отрядами и частями. Мы обещаем вам хорошее лечение и питание». Нацистская пропаганда должна была подчеркивать бесперспективность борьбы против немецкой армии и армий союзников, так как Красная Армия будет разгромлена. Спасение возможно только при сдаче в плен или совместной борьбы «За освобождение вашей страны от ярма евреев и коммунистических преступников». В исследовании говорилось, что «необходимо учитывать особый менталитет отдельных народностей. Наряду с обычными общепринятыми антибольшевистскими аргументами следует особо подчеркивать, что раньше русские владели Россией, а теперь ей владеют евреи, кавказцы, латыши и другие». Также говорилось о создании самостоятельной крестьянской Украины и формирования из перебежчиков украинского добровольческого войска. При пропаганде на славянское население подразумевалось максимально использовать «религиозный момент»: «Иудеи, которые распяли Христа, теперь хотят распять русский, украинский и сибирские народы». Религиозные аргументы также предполагалось использовать по отношению к татарам-мусульманам и различным кавказским народам, которым якобы давалась возможность «возрождения своей богатой и независимой родины». Во время войны подразумевалось отрицать любые аргументы «завоевания и захвата» и еще больше выделять лозунги «освобождения». «Психологическое исследование № 5» выводило следующие основные моменты немецкой пропаганды:

«Мы боремся не с тобой, русский, украинский и т.д. народ, а с твоим еврейско-коммунистическим правительством, которое годами держит тебя в голоде и терроре, пьет твою кровь и хочет расширить свое господство на другие, до сих пор свободные, счастливые и оседлые народы. Мы не хотим, чтобы российская земля была поругана (эта формулировка не исключает создание самостоятельной Украины в интересах Германии). Мы сражаемся с вашими угнетателями, чтобы избавить вас и весь мир от этой чумы. Свою судьбу вы можете определить самостоятельно, определить форму государства на свободном учредительном собрании и создать свои законы. И наконец ваша земля будет принадлежать вам, русские крестьяне, а ваши еврейские, кавказские, латышские насильники с кликой Кагановича, Сталина и компанией будут уничтожены».

Цель этого пропагандистского материала заключалась в том, чтобы склонить красноармейцев к восстанию или бегству, а мирных жителей в тылу – к вербовке, явным или секретным диверсионным актам и вооруженным восстаниям. При этом женщин рассматривали как особую целевую аудиторию, которую следует обрабатывать особыми «психологически направленными листовками». Им также должна внушаться необходимость проведения диверсий, а через них это должно внушаться их мужьям, сыновьям и братьям. Авторы исследования рекомендовали три листовки Фашистской российской партии. Листовки призывали военных, крестьян и рабочих: «Убивать еврейских политкомиссаров», «объявлять евреям и коммунистам открытую войну», «организовать террор против евреев и коммунистов», «убивать активных коммунистов, особенно еврейской национальности».
«Исследование № 5» психологической лаборатории легло в основу дальнейших действий и разработок. Когда на осенних маневрах 1937 года была имитирована война между Германией и СССР, пропагандистский оперативный пункт работал с листовками на русском, украинском и грузинском языках, которые в случае войны должны быть распечатаны миллионными тиражами. Их содержание соответствовало предложенным двумя годами ранее формулировкам и лозунгам. Немецкая пропаганда 1937 года откровенно призывала к убийствам и дестабилизации: «Уничтожайте ведущих коммунистов в деревнях и в первую очередь евреев», «восстаньте против коммунистических угнетателей», «организуйте русскую национальную революцию». Пропагандистский материал был насыщен терминами «международная банда в Кремле», «еврейские кровососы» и т.д.
Таким образом, концепция психологической войны против СССР, сформированная в середине 1930-х годов, состояла в том, чтобы разложить Красную Армию и гражданское население с помощью антикоммунистической и антисемитской пропаганды ненависти к советскому строю и советскому руководству. При этом пропаганда должна быть ориентирована на разные национальности – концепция разъединения и провоцирование вражды. Военные специалисты считали особенно целесообразным не только антисемитское враждебное изображение «еврейского большевизма», но и откровенный призыв к убийству «коммунистов и евреев». Эта основная составляющая немецкой концепции пропаганды и разложения была использована без изменений шесть лет спустя.
На обложке темы – иллюстрированный журнал «Вермахт» за декабрь 1937 года с соответствующей пропагандистской иллюстрацией.

Источники:
Babette Quinkert: Propaganda und Terror in Weißrußland 1941-1944: Die deutsche "geistige" Kriegführung gegen Zivilbevölkerung und Partisanen, Verlag: Schöningh Paderborn, 2009. S. 43-49.
Psychologisches Laboratorium des RKM, Nr. 241/35 g, 2. 11. 1935, Völkerpsychologische Un-
tersuchung Nr. 5, BA-MA, RH 2/981, fol. 98-115. Einige Abschnitte darin sind fast textidentisch
mit Blaus Text vom Frühjahr 1935.
   71.071.0
Это сообщение редактировалось 11.02.2020 в 23:32
LT Bredonosec #07.07.2020 14:51
+
-
edit
 

Русские Оказались не Те как Нам Говорили/ Немецкая пропаганда перед Великой Отечественной Войной
Ожидание и Реальность от немецкой пропаганды, которую увидели немецкие солдаты и офицеры в годы Великой Отечественной Войны. Так чем, Советский Союз и русский народ поразил солдат вермахта: - Тем, что советский житель образован и технически обучен; - Подготовлен морально и физически; - Боеспособен и сдаваться не хочет; - Солдаты не трусливы, а полны сил; - Люди грамотны в техническом плане, способны решать даже самые сложные технические проблемы; - Религиозны - Гуманно относятся к своим палачам и захватчикам.
   68.068.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru