[image]

Грамотность и образование в России начала XX века и после революции

Царская Россия и революционный Ликбез
 
1 5 6 7 8 9 10 11
RU Alex 129 #29.12.2024 14:08  @Bredonosec#28.12.2024 16:44
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Bredonosec> а зачем принуждать к алкоголизму детей?

На вопрос из зала отвечает князь Владимир Святославович:
«Руси есть веселие пити, не можем без того быти»©Повесть временных лет
   2424

Iva

Иноагент


Fakir> Фёдор Михалыч тут чутка не додумал/не отнаблюдал - ну или же убоялся конкуренции в плане душеведения :) [показать]


Так у Петра идея была совсем другая, чтобы свои между собой говорили на иностранных языках на Асамблеях (собраниях дворянства).

"Чтобы дурь каждого была видна" ©
   131.0.0.0131.0.0.0
+
-1
-
edit
 

Iva

Иноагент


A.1.>>
Bredonosec> а зачем принуждать к алкоголизму детей?

так всякие болезни при питье воды. Поэтому рост городского населения приводил в Европе к росту потребления пива. Потом стали пытаться и получилось, заменять пиво чаем.

питье вина в школах во Франции прекратили в 1956 году. А до этого школьникам бесплатная норма.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
«Северный край» №140 за 1904 г.

В Харьковской губернии, сообщает корреспондент «Руси», образовался особый класс лиц, занимающихся «толкованием газет».

В виду того, что изо всех издающихся в России газет нет ни одной, которая была бы доступна по своему языку малограмотному сельскому населению, крестьяне начали усиленно искать лиц, которые могли бы им растолковать каждое более или менее крупное событие, имеющее место на театре военных действий Дальнего Востока.

Такие лица скоро нашлись из среды учителей, немногих земских начальников, священников, сельских писарей и др. В виду же того, что многие из перечисленных лиц неохотно «занимались разговорами» с народом, нашлись лица, которые порешили извлекать из этой любознательности народа выгоду. Они стали ежедневно, особенно по праздникам, приходить в чайные лавки, на ярмарки, базары, на площади с газетами и предлагать за особое вознаграждение, собираемое крестьянами вскладчину, читать желающим газеты и делать свои толкования.

Это весьма привилось в деревне и теперь чуть ли не в каждом селении находятся такие «толкователи», которые, при получении газет, собирают вокруг себя крестьян и ведут с ними продолжительные разговоры по поводу событий на Дальнем Востоке.
 

Газетная пыль

Толкователи газет В Харьковской губернии, сообщает корреспондент «Руси», образовался особый класс лиц, занимающихся «толкованием газет». В виду того, что изо всех издающихся в России газет нет ни одной, которая была бы доступна по своему языку малограмотному сельскому населению, крестьяне начали усиленно искать лиц, которые могли бы им растолковать каждое более или менее крупное событие, имеющее место на театре военных действий Дальнего Востока. Такие лица скоро нашлись из среды учителей, немногих земских начальников, священников, сельских писарей и др. В виду же того, что многие из перечисленных лиц неохотно «занимались разговорами» с народом, нашлись лица, которые порешили извлекать из этой любознательности народа выгоду. Они стали ежедневно, особенно по праздникам, приходить в чайные лавки, на ярмарки, базары, на площади с газетами и предлагать за особое вознаграждение, собираемое крестьянами вскладчину, читать желающим газеты и делать свои толкования. Это весьма привилось в деревне и теперь чуть ли не… //  t.me
 
   132.0.0.0132.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Тут как то обсуждали знание французского языка господами, на тему:

Д.Г.Целорунго «Офицеры и солдаты российской армии эпохи Отечественной войны 1812 года. Социальные портреты и служба», 2017.

51,2% офицеров владели лишь элементарной грамотностью.

Французский язык знали - 30,4%.

Кроме того:
Немецкий - 25,2%
Английский - 0,8%
Итальянский - 0,2%
Еще 2,1% знали латынь, а 0,3% - древнегреческий.
   133.0.0.0133.0.0.0

Iva

Иноагент


A.1.> 51,2% офицеров владели лишь элементарной грамотностью.
A.1.> Французский язык знали - 30,4%.
A.1.> Кроме того:
A.1.> Немецкий - 25,2%
A.1.> Английский - 0,8%
A.1.> Итальянский - 0,2%
A.1.> Еще 2,1% знали латынь, а 0,3% - древнегреческий.

учитывая большой процент бедного дворянства - то показатели очень высокие.

Образование Аракчеева - за куль (8-12 пудов) зерна его священник обучил грамотности, а не помню кто арифметике.
Для производства в офицеры - умение читать и писать - было обязательным. По понятным причинам.
немецкий язык был основным иностранным в РИ в 18 веке до Екатерины.
   133.0.0.0133.0.0.0

spam_test

аксакал

Iva> Образование Аракчеева - за куль (8-12 пудов) зерна его священник обучил грамотности, а не помню кто арифметике.
Т.е. хлеба на год?
   134.0.0.0134.0.0.0

Iva

Иноагент


Iva>> Образование Аракчеева - за куль (8-12 пудов) зерна его священник обучил грамотности, а не помню кто арифметике.
s.t.> Т.е. хлеба на год?

да, с другой по расценкам уральских заводов - от 3р20коп до 4р80 коп. за 20 коп за пуд владельцы были обязаны продавать работникам зерно.
   134.0.0.0134.0.0.0

U235

координатор
★★★★★
Iva> Образование Аракчеева - за куль (8-12 пудов) зерна его священник обучил грамотности, а не помню кто арифметике.

Аракчеев вообще-то закончил с отличием Шляхетский инженерный и артиллерийский корпус и, как один из лучших выпускников, оставлен при нём на преподавательской работе. Аракчеев - умнейший и блестящий офицер. Преподаватели отмечали у него незаурядные способности к математике и естественным наукам.

Нынче в этих корпусах, где учился, а потом и преподавал, Аракчеев, находится Военно-Космическая Академия им. Можайского.
   2525
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

U235> Аракчеев вообще-то закончил с отличием Шляхетский инженерный и артиллерийский корпус
одно другому никак не противоречит.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
U235>> Аракчеев вообще-то закончил с отличием Шляхетский инженерный и артиллерийский корпус
s.t.> одно другому никак не противоречит.

Так тут было заявлено, что всё образование Аракчеева - это дьяк, научивший его за мешок зерна читать и считать
   2525

U235

координатор
★★★★★
Iva> его священник обучил грамотности, а не помню кто арифметике.

Священник скорее всего и научил. Не умеющий считать и не владеющий арифметикой священник - это нонсенс. В духовных семинариях вместе с богословскими науками преподавали и естественные, в том числе - арифметику. Я ж уже где-то упоминал, что полученное в духовной семинарии образование позволяло в университет поступить, если выпускник не желал идти в священники или для него не находилось вакантного места в Церкви.
   2525

Iva

Иноагент


U235> Священник скорее всего и научил. Не умеющий считать и не владеющий арифметикой священник - это нонсенс.

для 18 века - это скорее норма. Жалоб было море.
   134.0.0.0134.0.0.0
LT Bredonosec #16.03.2025 15:43
+
-
edit
 
Грамота черни не нужна! Их дело - пахать, да налоги платить...⁠⁠
1

Сейчас, любители хрустящих французских булок и вальсов Шуберта активно вещают, что в Российской империи почти все население умело читать и писать. Что образование было чуть ли не лучшим в мире. Но так ли это на самом деле?
Грамота черни не нужна! Их дело - пахать, да налоги платить... Россия, Российская империя, Образование, Крестьяне

Итак, согласно переписи населения Российской империи 1897 года, 76% населения страны было неграмотным. Да и 24% грамотных, вызывают вопросы. Ведь в те времена считали грамотными, если человек умеет читать хотя бы по слогам. Умения писать не требовалось.

Хотя, например, в СССР грамотными считали лишь тех, кто умел читать и писать. Малограмотными – умеющих читать, но не умеющих писать. Ну а неграмотными – тех, кто совсем не знал грамоты.

Так что, с грамотностью в царской России было все очень плохо. Но почему должно быть иначе? Ведь основная часть населения страны, примерно 85% - это крестьяне. А когда им было учиться грамоте, если приходилось ежедневно работать с утра и до ночи, чтобы не умереть с голода.

В те времена, в Российской империи было около 20 млн. крестьянских хозяйств, из них около 75% - бедняцкие. То есть, имеющие менее 5 десятин земли, не больше одной коровы и лошади.

Вот что позже об этом писал, один из очевидцев:

«Доля хозяйств, не имевшая даже такого „чуда техники“, как обычный плуг, в 1917 году составляла 52 %. Главными орудиями труда крестьянина были соха, деревянная борона, серп, коса, цеп. Использование сельскохозяйственных машин в крестьянском хозяйстве было минимальным. Средний показатель по Европейской России впечатляет: 1 сеялка приходилась на 67 хозяйств, 1 жатка – на 25,1, молотилка – на 32».

Кстати, а чем же обычно питались русские крестьяне в Российской империи. Вот какие сведения дошли до наших дней в докладе Общества русских врачей от 1901 года:

«…По данным д-ра Грязнова, вся пища крестьян состоит из ржаного и редко ячменного хлеба, картофеля и черной капусты, причем хлеба в день приходится 2,8–3,5 фунта на взрослого человека. Мяса приходится на человека (включая детей) в год 14–16 фунтов».

Так что, о какой грамотности можно говорить, когда большая часть населения, жила фактически в полуголодных условиях.

Источник инфо для статьи: Е. Прудникова Ленин — Сталин. Технология невозможного
   113.0113.0
Последние действия над темой
1 5 6 7 8 9 10 11

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru