[image]

Нобелевскую премию по литературе присудили Светлане Алексиевич

 
1 2 3 4 5 6
RU Виктор Банев #14.04.2025 19:18  @Fakir#04.04.2025 14:01
+
-
edit
 
Fakir> Почему никто не любит нобелевскую премию по литературе
Потому что, это единственная премия, о предмете которой способна судить значительная часть населения, а не только специалисты. А тут уже "на вкус и цвет товарищей нет".
   2525

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Забыл, откуда выписка - но вроде из какого-то достаточно приличного источника, отн. свежей книги некоего западного автора о роли ЦРУ в продвижении литературы.

Апд.: а, кажется это Фрэнсис Сондерс, "ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны", 2013
(Frances Saunders, WHO PAID THE PIPER: CIA and the Cultural Cold War, 1999 )

Книга британской журналистки и режиссера-документалиста Фрэнсис Стонор
Сондерс впервые представляет шокирующие свидетельства манипуляций ЦРУ в
сфере культурной политики в годы холодной войны. На основе скрупулезно собранной
архивной информации автор описывает деятельность ЦРУ по финансированию и
координации левых интеллектуалов и деятелей культуры в Западной Европе и США с
целью отдалить интеллигенцию от левых идей, склонить ее к борьбе против СССР и
привить симпатию к «американскому пути». Созданный и курируемый ЦРУ Конгресс за
свободу культуры с офисами в 35 странах являлся основным механизмом и платформой
для этой работы, в которую были вовлечены такие известные писатели и философы,
как Раймонд Арон, Андре Мальро, Артур Кёстлер, Джордж Оруэлл и многие другие.
 


Хотя сама книжка по-моему довольно скучная. Не всю прочитал, но из того, что просмотрел - как-то не было никаких особо шокирующих разоблачений. Ну пользовались прикрытием, ну журналы и критиков подкармливали, ну издательствам платили за издание и продвижение "политически правильных" романов - тоже мне новость. Про конкретно писателей сколько-нибудь значимых вроде бы ничего. Или же я проглядел.

В конце 1961 года Говард Хант присоединился к вновь созданному Отделу
внутренних операций (Domestic Operations Division), во главе которого стоял
Чарлз Трейси Бэрнс (Charles Tracy Barnes). Бэрнс, который являлся также
заместителем директора Совета по психологической стратегии
(Psychological Strategy Board), был активным сторонником использования литературы в
качестве оружия антикоммунистической пропаганды и упорно трудился над
укреплением издательской программы ЦРУ. «Новый отдел взял под свое
крыло как персонал, так и проекты, невостребованные другими подразделениями
ЦРУ, — писал позднее Говард Хант. — А те проекты по тайным операциям,
которые перешли ко мне, были почти полностью связаны с издательской
деятельностью и публикациями. Мы финансировали «важные» книги, как,
например, «Новый класс» (The New Class) Милована Джиласа (исследование
коммунистических олигархий), издание которых поддерживала издательская
компания Фредерика Прагера»31.

«Под разными псевдонимами я помогал в написании нескольких романов,
положительно отзывавшихся о ЦРУ., а также курировал одну или две научные
работы, не говоря уже о написании журнальных статей о новой враждебности
старой коммунистической угрозы», — рассказывал Гарри Хаббард (Harry
Hubbard) в «Призраке проститутки» (Harlot's Ghost) Нормана Мейлера. Агенты
ЦРУ оказали свое влияние даже на путеводители. Некоторые из агентов
перемещались по Европе со знаменитыми путеводителями Фодора, пользуясь ими
как прикрытием.
 


Щедростью ЦРУ в тот год также воспользовался ряд журналов,
приглашенных ознакомиться с материалами информационно-аналитического
центра Конгресса, который был создан как «эффективное и бесперебойное
средство доведения до широкой международной общественности
интереснейшей информации, доступ к которой сейчас имеет крайне ограниченный
круг лиц»15. Помимо поиска способов распространения изданий,
выпускаемых самим Конгрессом, информационно-аналитический центр должен
был служить распределительным пунктом для других журналов о культуре,
которые считались достойными членства в «мировой семье журналов
Конгресса». В нее входили «Партизан Ревью», «Кеньон Ревью», «Хадсон Ревью»,
«Сивани Ревью», «Поэтри», «Жарнал истории идей» (The Journal of the
History of Ideas) и «Дедал» (Daedalus; журнал Американской академии искусств
и наук), которые, состоя в Совете литературных журналов, также получили
от Фонда Фарфилда гранты на увеличение тиража за границей. Кроме того,
Конгресс договорился с «Советом литературных журналов» о ежегодном
вручении 5000 долларов лауреату премии «Американский
 




Про нобелевский комитет впрямую вроде тоже ничего, но я бы совершенно не удивился. Да и запрятано может быть лучше.
Нашёл только такие косвенные упоминания о попытках перекрыть дорогу нежелательным номинантам - причём попытках в итоге неудачных:

В начале 1963 года Хант получил сведения, что Пабло Неруда выдвинут
кандидатом на получение Нобелевской премии в области литературы на
следующий год. Подобная инсайдерская информация была чрезвычайно редка,
поскольку заседания Нобелевского комитета проводились в обстановке
полнейшей секретности. Все же к декабрю 1963 года «процесс» распространения
слухов против Неруды был запущен. Осторожно, скрывая участие Конгресса,
Ирвинг Кристол спросил Ханта, правда ли, что Конгресс «распространяет
слухи» о Неруде, на что Хант осторожно ответил, что выдвижение этого поэта
на Нобелевскую премию неизбежно обещало вызвать противоречия20.
Фактически еще с февраля 1963 года Хант занимался подготовкой этого
«нападения». Джулиан Горкин ранее написал «одному другу в Стокгольм» о
Неруде и сказал Ханту, что «этот человек может подготовить небольшую книгу
на шведском языке с названием типа «Дело Неруды» (Le cas Neruda)»21. Но
Хант усомнился в полезности такой книги и дал указание активисту Конгресса
Рене Тавернье подготовить документально подтвержденный отчет на
французском и английском языках с последующей отправкой его определенным
людям22. Хант подчеркнул, что нельзя терять времени, если скандал с
получением Нерудой Нобелевской премии еще можно предотвратить, и попросил
Тавернье вместе с Джулианом Горкином и его шведским «другом» составить
отчет в сотрудничестве23.
В отчете Тавернье в основном говорилось о политической деятельности
Неруды и о том, что «невозможно отделить Неруду-художника от
Неруды-политического пропагандиста»24. Неруда, член Центрального комитета
Чилийской коммунистической партии, обвинялся в использовании своей
поэзии в качестве «инструмента» политического воздействия, которое было
«всесторонним и тоталитарным»; это было искусство человека, который
являлся «бойцом и дисциплинированным сталинистом». Широкий резонанс
вызвал тот факт, что Неруде была присуждена Сталинская премия 1953 года
за стихотворение, посвященное Сталину, «его господину», которое Тавернье
обозвал «поэтическим рабством»25.
В конце июня Тавернье отправил верстку статьи Ханту. Хант счел, что
требуется что-нибудь позубастее, и попросил автора сосредоточиться на
политической деятельности Неруды и сделать акцент на анахроничности его
просталинской позиции, не соответствующей современному толерантному
настроению в СССР. Хант завершил письмо в профессорском тоне, указав
Тавернье, что ожидает исправленный доклад в течение нескольких дней26.
«Конечно, они вели кампанию против присуждения Неруде Нобелевской
премии. Это очевидно», — говорила Диана Джоссельсон27.
Далее Джоссельсон попросил вмешаться Сальвадора де Мадариагу,
философа и почетного главу Конгресса. Мадариага на это с уверенность сказал,
что «Стокгольму легко ответить так, как нужно: мы уже короновали
чилийскую поэзию в лице Габриэлы Мистраль. Вот и все, точка. Политика к делу
не имеет никакого отношения»28. Политика, конечно, имела к делу самое
прямое отношение.
Пабло Неруда не получил Нобелевскую премию 1964 года в области
литературы. Но не было никакой причины для ликования в офисах Конгресса,
когда назвали имя победителя — им стал Жан-Поль Сартр. Он картинно
отказался принимать премию. Неруде пришлось ждать до 1971 года, когда
его все-таки почтила Шведская академия, в то время он был послом Чили
во Франции, представляя демократически избранное правительство своего
друга Сальвадора Альенде, который был недемократически свергнут и убит
в 1973 году при помощи «длинной руки ЦРУ
».
 


И вот еще скорее из разряда провалов и огорчений для ЦРУ:

1964 год неудачно складывался для «воинов холодной войны». Мифы, на
которые они полагались, систематически рассыпались. Сначала был
опубликован детективный роман «Шпион, который вернулся с холода». Написан он
был за пять месяцев в британском посольстве в Бонне младшим дипломатом
под литературным псевдонимом Джон Ле Каре (John Le Karre). В 1964 году
в США распродали первый тираж в 230 тысяч экземпляров. Еще примерно
два миллиона книг в мягкой обложке было продано в 1965 году, когда
кинокомпания «Парамаунт» выпустила экранизацию романа.

Ле Карре, которого тогдашний куратор тайных операций ЦРУ Ричард
Хелмс (Richard Helms) на дух не переносил
, объяснял происхождение
романа «огромной печалью по поводу идеологического тупика Восток — Запад».
Автора «Шпиона...» теперь ставили в один ряд с Грэмом Грином (Graham
Greene), чей роман 1955 года «Тихий американец» привел в ужас секретные
службы Америки.
«Они выглядели простофилями, — сказал Фрэнк Уизнер, —
желающими зла и затаившими злобу на весь мир».
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99
RU Виктор Банев #14.04.2025 19:32  @Fakir#14.04.2025 19:02
+
-
edit
 
Fakir> Забыл, откуда выписка - но вроде из какого-то достаточно приличного источника, отн. свежей книги некоего западного автора о роли ЦРУ в продвижении литературы.
"Помимо литературы, ЦРУ содействовало развитию современного искусства в качестве оружия антисоветской пропаганды."©.
ЦРУ настолько всесильно, что заставляло людей платить сотни миллионов долл. за мазню Поллока и Ротко? (Остальных даже не знаю.)
Эта идея (о идеологической диверсии ЦРУ в искусстве) активно муссировалась в СССР: "сегодня он играет джаз....Сегодня парень в бороде, а завтра где? - В энкаведе!"
Но, как говорится, время всё расставило на свои места, и "соцреализм" нонче оч. хорошо идёт на "Кристи" и "Сотби", а джаз играют в Большом Зале Филармонии им. Шостаковича. Кстати, а почему "формалистов в искусстве" не объявили "засланцами от ЦРУ"? А просто так, по-отечески пожурили: "формалисты вы, сукины дети!" :D
   2525
RU Fakir #14.04.2025 19:38  @Виктор Банев#14.04.2025 19:32
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В.Б.> ЦРУ настолько всесильно, что заставляло людей платить сотни миллионов долл. за мазню Поллока и Ротко? (Остальных даже не знаю.)

Почему нет :) Хайп поднять, немного денег на начальный разгон аукционной цены выделить... при желании можно - см. примеры биржевой игры и управляемых пузырей, типа хрестоматийной игры Сороса на паре дойчмарка-фунт %)

В.Б.> Эта идея (о идеологической диверсии ЦРУ в искусстве) активно муссировалась в СССР:

Они что-то знали! :old:

В.Б.> Кстати, а почему "формалистов в искусстве" не объявили "засланцами от ЦРУ"? А просто так, по-отечески пожурили: "формалисты вы, сукины дети!" :D

Дык, очевидно - на основе агентурных данных! :p
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Последние действия над темой
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru