Министерство обороны России приняло на вооружение новую систему радиоподавления «Поле-21», которая позволит глушить сигналы спутниковой навигации всех существующих сегодня систем — GPS, ГЛОНАССб Galileo и Beidou. Как пишет газета «Известия», система состоит из станции радиопомех Р-340РП, подключенной к передающим антеннам сотовой связи на вышках.
Современное высокоточное вооружение, включая корректируемые авиационные бомбы, крылатые ракеты, барражирующие боеприпасы и ударные беспилотные летательные аппараты, при наведении на цель в качестве основной используют систему спутниковой навигации. Сигналы со спутников для навигации активно использует и военная техника.
По этой причине глушение навигационных спутниковых сигналов является одним из важных элементов защиты, наравне с более масштабной радиоэлектронной борьбой, системами противовоздушной и противоракетной обороны. Если навигационная информация становится недоступна, боеприпасы переключаются на существенно менее точную инерциальную навигацию.
«Поле-21» можно включать в одном конкретном районе, в котором требуется отключение спутниковой навигации. Технические подробности о самой системе не разглашаются. Известно только, что ее разработкой занимался Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы. Система радиоподавления не способна выборочно глушить какую-то одну систему спутниковой навигации.
Существующие навигационные системы используют для передачи точного времени (этот сигнал служит для синхронизации приемников и вычисления местоположения и скорости) частотный диапазон от 1176,45 до 1575,42 мегагерц. В этот же диапазон попадает спутниковая радиосвязь компании Inmarsat.
С технической точки зрения глушение спутниковых сигналов является относительно простым, поскольку сами по себе эти сигналы уже являются достаточно слабыми. В результате, излучатель мощностью 20 ватт, работающий в узком диапазоне частот, способен существенно нарушить или вовсе сделать невозможным прием сигналов GPS в радиусе 80 километров.
Например, с уязвимостью спутниковой навигации для глушения, например, в 1991 году столкнулись американские военные во время Войны в Персидском заливе. Тогда иракские войска использовали системы радиоэлектронной борьбы для защиты своих объектов. Эти системы нарушили и прием навигационной информации. После этого передачу навигационных сигналов распределили по нескольким частотам, чтобы повысить устойчивость системы к глушению.
Василий Сычёв
То, что случилось с «Атрией» в Черном море, не является изолированным инцидентом. «Мы обнаружили другие случаи, когда группы судов регистрировали собственное местонахождение в аэропортах, то есть там, где они явно быть не могут», — говорит Дана Говард (Dana Goward), президент Фонда устойчивой навигации и синхронизации, некоммерческой организации, которая частично контролирует инциденты с GPS.
После тщательного просмотра данных АИС за последние годы сведения, подтверждающие спуфинг, уже не оставляют никаких сомнений. По словам Говарда, навигационные системы перебрасывали корабли в три разных аэропорта, кроме того наблюдались и другие интересные аномалии. «Мы обнаружим здесь очень крупные нефтяные танкеры, которые могут плыть с максимальной скоростью 15 узлов, — говорит Говард, ранее занимавший должность директора по системам морских перевозок в Береговой охране США. — Их АИС, оснащенные GPS, сообщают, что они разогнались до 60-65 узлов в час, а затем внезапно остановились и что это случалось неоднократно».
Экспертиза глобальных данных о движении судов в течение последних двух лет выявила несколько случаев когда группа судов сообщала о том, что [согласно GPS] они находятся на суше, в аэропортах, вдалеке от того места на море где они в действительности находятся.
“Мы начали интересоваться этой проблемой в июне, когда капитан судна в Черном море сообщил, что его GPS, показывает что он находится в аэропорту Геленджика, приблизительно в 25 милях от его реального местоположения” рассказала Дана А. Говард, президент некоммерческого фонда Resilient Navigation and Timing Foundation. “Он предоставил фотографии оборудования и другую информацию, которая убедила экспертов, что на его GPS-приемник специально подавался ложный сигнал (spoofing - спуфинг) ”.
По сообщению, подобное также происходило на, приблизительно, 20 других судах находившихся в этом районе.
“Спуфинг” приемника GPS - преднамеренная передача ложных сигналов GPS с целью заставить его выдавать неправильную информацию о местоположении судна или о времени. “Jamming” или подавление - блокирует прием сигнала GPS более мощными сигналами. Подавление и легче и более распространено, чем спуфинг.
“В июле мы продолжили работу по июньскому отчету и нашли свидетельства того, что в некоторых случаях сигналы GPS в Черном море все еще периодически искажались. Тогда мы связались с Windward Ltd., лидером в сборе и аналитике данных о судоходстве чтобы заняться дальнейшим расследованием” сказала Говард.
Используя свои алгоритмы и данные из Автоматической идентификационной системы (AIS) судов, эксперты Windward выявили ещё два случая массированного вмешательства в работу GPS в 2017 г., каждый из которых длится уже в течение многих месяцев.
“В связи с тем что мы видим те же самые искажения у множества судов и в определенных областях, похоже, что проблема - в GPS, а не в нарушениях работы AIS и, поэтому вероятно, проблема затронет всё в регионе, а не только суда” сказал Матан Пелед, соучредитель Windward.
“Самое интересное это то что все три района [где выявлено искажение сигнала] включают в себя аэропорты - аэропорт Геленджика, международный аэропорт Сочи и санкт-петербургский аэропорт около Северного моря. Windward также обнаружил, что некоторые суда, которые по ошибке “появляются” в аэропорту Сочи, в действительности находились под Геленджиком, на расстоянии, приблизительно, 200 километров (124 мили) от Сочи. Даже вчера, 25-го сентября, два судна “появились” в аэропорту Сочи, в 20 километрах (12 миль) от их фактического местоположения около гавани Сочи” сказал Пелед.
“Эти инциденты вполне увязываются с сообщениями о том, что люди в центре Москвы часто обнаруживают что их GPS-приемники показывают что они находятся в аэропорту Домодедово, на расстоянии приблизительно в 25 миль” сказала Говард. “Мы не знаем, откуда все эти ложные сигналы поступают, почему и зачем. С точки зрения безопасности это кажется очень хорошо, что они предоставляют очевидно ложную информацию. Большинство людей вероятно сразу же понимают , что их оборудование работает неправильно и игнорируют его. Менее грубые ошибки, вызванные спуфингом, могли бы привести к трагическим последствиям”.
Хотя для спуфинга GPS требуется более сложное оборудование, чем для подавления, тем не менее такое оборудование вполне доступно. В 2015 году, китайский исследователь на хакерском форуме выложил пошаговые инструкции по сборке спуфингового устройства и продавал комплекты для сборки за 300$. Готовые “генераторы сигнала GPS” теперь доступны в Интернете и очень популярны у энтузиастов Pokemon Go. Они используются для того, чтобы обмануть сотовые телефоны в отношении сбора вознаграждений из удаленных местоположений, без необходимости физического присутствия там.
“Реальный урок из всего этого” - говорит Говард - “что сигналы GPS могут быть легко искажены. Пользователи должны быть бдительны и принимать меры предосторожности”.
Одни пользователи принимают меры предосторожности, а в России и некоторых других частях мира использует сигналы GPS в сочетании с наземными системами Chayka/Loran-C. Наземная электронная навигационная система работает с очень большими мощностями и её почти невозможно нарушить. Россия, Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия и Индия оперируют такими системами. Соединенные Штаты заявили, что построят систему eLoran, её же, по сообщениям, рассматривают Великобритания и другие. Комбинированные приемники GPS/eLoran/Chayka доступны от ограниченного числа поставщиков.Переводика - Продолжение истории с РЭБ-атакой в Черном море: выявлены закономерности в искажении сигналов GPS
“Эти инциденты вполне увязываются с сообщениями о том, что люди в центре Москвы часто обнаруживают что их GPS-приемники показывают что они находятся в аэропорту Домодедово..... // perevodika.ru
Здравствуйте, гость!
Гостевой функционал сайта ограничен. Для полноценной работы зарегистрируйтесь, пожалуйста.