О том, почему электромобили в России не приживутся, в Москве вновь будет запущен троллейбус, а в Краснодаре построят метро, рассказывает директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин
// monocle.ru
...
— Москва сделала ставку на электробусы. Их внедряют уже десять лет. Можно подвести первые итоги этой дорогостоящей программы?
— С электробусами масса проблем, особенно в зимний период, особенно в такой стране, как Россия. Мы не можем смотреть на опыт мест вечного лета — некоторых стран Евросоюза или Юго-Восточной Азии, где нет минусовых температур и зачастую внедрение электробусов обусловлено дефицитом углеводородного топлива. Аккумуляторы быстрее разряжаются из-за отрицательных температур, из-за сложностей движения в снежную погоду, необходимости расхода энергии на отопление салона. Есть явные сложности с причаливанием к зарядным станциям, очереди на такие станции. Мы не понимаем до сих пор, какова скорость деградации аккумуляторных батарей.
Помимо всего этого вызывает откровенное раздражение постоянное приписывание электробусам преимуществ по экологическим составляющим. Конечно, следует признать, что электробус — это экологически грязный вид общественного транспорта: отслужившая свой срок тяговая аккумуляторная батарея не может быть просто так выброшена, а требует дорогостоящей утилизации или переработки. Даже если, будучи снятой с электробуса, она еще некоторое время дорабатывает как power bank свой остаточный запас.
Ну и, конечно, основной гвоздь в крышку гроба всех этих идей светлого будущего «аккумуляторного коммунизма» — дефицит сырьевой базы так называемых аккумуляторных металлов: лития, кадмия, марганца и прочих, основы тяговой аккумуляторной батареи.
Во-первых, их просто нет в таком же количестве, как нефти и природного газа, что делает нереальным поддержание в течение нескольких десятилетий даже уже эксплуатирующегося парка электромобилей и электробусов.
Во-вторых, даже те запасы, которые имеются, расположены в очень ограниченном количестве стран, и существенная доля этих запасов приходится на такую африканскую демократию, как Демократическая Республика Конго, гражданским войнам и вооруженным смещениям законного правительств в которой посвящена отдельная статья в Википедии. Готова ли Россия в целом и Москва в частности в перспективе зависеть от импорта сырья из стран с подобными особенностями? Не уверен.
...
— То есть электробус — мертворожденный проект?
— Для электробусов останется ниша в городах, где нет троллейбусов вообще, но есть более или менее теплый климат — Крым, Сочи, другие локации на Черноморском побережье Крыма и Кавказа.
Поворачивая голову в сторону Китая, мы видим, что даже в этой стране по прошествии десятилетия активного внедрения электрической техники, не только в качестве электромобиля, но и в электробусном сегменте, все чаще переходят к обратной электрификации проспектов городов и переводу перевозок на контактную сеть, то есть возвращаются к троллейбусам. В Пекине электрифицировали несколько скоростных троллейбусных коридоров, и местная троллейбусная сеть остается крупнейшей вне СНГ. Окончательно отменены планы закрытия троллейбуса в Шанхае и в Гуанчжоу, перешли к модернизации и расширению сетей.