Одновременно с этим специалисты холдинга «СТМ» ведут разработку локомотивов на альтернативных источниках энергии. В копилке предприятия уже имеется маневровый тепловоз ТЭМГ1 с двумя силовыми установками, работающими на сжиженном природном газе.
Как сообщила РЖД-Партнеру пресс-служба СТМ, использование СПГ в качестве топлива позволяет почти в два раза сократить количество выбросов СО2 в атмосферу. Испытаниями доказан экологический эффект минимум 40%. При этом тепловоз бережет не только воздух, но и деньги. Он позволяет экономить на топливе. Затраты на заправку для ТЭМГ1 по сравнению с дизельными тепловозами сокращаются на 50%. Полная заправка локомотива мощностью 1120 л. с. занимает всего 40–50 минут. Запас СПГ в криогенной емкости равен 2600 кг и позволяет обеспечить безэкипировочный пробег до 5 суток.
Несмотря на то, что ТЭМГ1 – сравнительно новая машина (сертификат соответствия ТР ТС был получен в январе 2022 г.), тепловоз сегодня проходит опытно-промышленную эксплуатацию на астраханском филиале ООО «Газпромтранс», а до этого тестировался в оренбургском филиале компании.
Производство машины происходило на площадках Людиновского тепловозостроительного завода. ЛТЗ уже имеет успешный опыт создания локомотивов на СПГ – это магистральный газотурбовоз ГТ1h, работающий на полигоне Свердловской железной дороги.
Используемые двигатели для ТЭМГ1 изготовило предприятие «Технология 1604», базирующееся в Екатеринбурге.
"Мы поставили перед собой амбициозную задачу сделать мотор не только для газовых месторождений, к примеру, а универсальный, на котором можно использовать и газовый, и автономный транспорт. (...) Это новый проект, мы только в этом году его открыли, (...) двигатели на газомоторном топливе начинаем производить", - отметил он. В настоящее время компания проводит исследовательские работы по этому проекту с тем, чтобы в 2027 году "представить миру продукт", - сказал он.
"Безусловно, на предприятии он появится гораздо раньше - уже в следующем году у нас будет, но на потребительный рынок уйдет гораздо позже", - уточнил Григорьев, добавив, что это связано с решением вопроса промышленной безопасности.
Ранее директор по работе с органами власти СТМ Михаил Бойко сообщал, что предприятие планирует создать линейку газотепловозов различной мощности. В настоящее время первая машина на газовом топливе - маневровый локомотив ТЭМГ1 находится в опытно-промышленной эксплуатации.
Второй машиной в линейке станет маневровый тепловоз ТЭМГ7 мощностью до 2000 л.с. Он проектируется на платформе дизельного восьмиосного тепловоза, но с использованием природного газа в качестве моторного топлива. Ввод локомотива в промышленную эксплуатацию запланирован на 2026 год.
Замкнет линейку магистральный СПГ-локомотив 2ТЭ35АГ мощностью 7000 л.с. с цистерной-тендером. В этом году запланирован выпуск первых машин на дизельных двигателях, далее - модификация на газовом топливе.