Ответы на некоторые вопросы по аварии в заливе. Наконец-то на русском и от специалиста, а не журналиста... Сергей достаточно давно (с 90х годов) работает в зарубежных нефтяных компаниях. Сейчас в Ливии. Поэтому я бы сказал, что источник заслуживает доверия.
Обсуждения отраслевых проблем, обмен новостями нефтегазовой промышленности, вакансии и резюме, коммерческие предложения и др.
// www.oilforum.ru
Примечание по выделению:
Вопрос
Ответ
________________________________
Поэтому я не считаю, что неисправность ПВО Камерон стало главной причиной.
Я тоже так не считаю. это - не первопричина. Не упустили бы проявление, не было бы и выброса, а следовательно - и превентор не был бы актовирован на срезку.
Я хорошо знаком с ПВО фирмы Камерон, видел его работу в критических ситуациях. При этом это оборудование ни разу не подводило. Поэтому я думаю, что причиной отказа ПВО явилось его неправильное обслуживание.
Согласен полностью.
Поэтому мой вопрос таков: Кто на риге обслуживал ПВО?
Не могу сказать по данному конкретному случаю, но в Transocean / GSF текущим обслуживанием превенторов на палубе занимается бригада, под водой - специалисты ROV по инструкциям. При регламентном обслуживании привлекают представителя САМ в качестве супервайзера. Опрессовки и испытания проводятся бригадой под надзором заказчика (в данном случае - ВР), об этом говорят и последние рапорта от 10 и 17 Апреля.
Мой вопрос: Что было в скважине? НКТ или бурколонна?
Бурильная колонна. НКТ на разведочных глубоководных скважинах не используют, в крайнем случае - трубы типа Hydril PH6, Tenaris TS6 или аналогичные OCTG с premium соединениями.
Какой плотности была жидкость в скважине в момент аварии?
В райзере и скважине до 8,000 футов - морская вода, SG примерно 1.04.
Какой плотности была жидкость в скважине во время установки консервационного моста? В каком интервале был установлен консервационный мост?
Мост не был установлен, ВР планировали установку моста под устьем (surface cement plug) после замещения объёма. Последние тампонажные работы были по цементированию секционной Э/К. Конечно, какой-то цемент остался выше цементировочных муфт и башмака. Буровой раствор был 14 ppg = 1,678 SG. Конечно, с учётом температур, удельный вес был ниже по стволу. я так прикидывал вручную - где-то до 13.6 ppg он в скважине по среднему распределился. Но я, конечно, не знаю температурного профиля скважины, и брал 4 С на дне, 20 С - на устье, и 100 С на забое.
Почему об этом молчит Халлибертон?
HES не молчит. На слушаниях по делу допрашивался Тим Проберт (Tim Probert) - Президент по HSEQ. Так же, в деле есть материалы о том, что г-н Джесс Гаглиано (Jesse Gagliano) - представитель Халлибёртона при ВР предупреждал их о необходимости установки дополнительных центраторов (21 вместо 6, имеющихся в наличие на буровой) на Э/К для снижения риска каналообразования. ВР не послушали этого совета, как и совета о необходимости проведения CBL или USIT для определения качества цемента за Э/К. Так же ВР проигнорировали необходимость полного цикла циркуляции перед проведением тампонажных работ. Вместо этого, было прокачано всего 260 баррелей свежего бурового раствора. Обо всём этом было указано представителем HES.
(от меня лично - за такую экономию - убивал бы...)
Почему американские власти скрывают информацию, говоря, что у них недостаточно информации о скважине?
Информация, которая может быть открыта для публики - опубликовывается. Если российские медиа говорят о "закрытости" или "скрывании" информации - политический трюк, расчитанный на обывателя, не имеющего доступа к западным медиа. В англоязычных репортажах о таком не говорили. Хотя мозги "среднему американцу" ещё как парят по поводу этой аварии. Конечно, как и по любой разведывательной скважине, по Макондо 252 есть информация, доступная только узкому кругу следователей, и которая никогда не будет разкрыта публично. Это - часть бизнеса...
Какие тесты по определению прочности цеммоста и герметичности обсадной колонны производились и кем?
Колонна опрессовывалась на позитивное и негативное давление. Причём, при негативном испытании в трубах было зарегистрировано 1,400 psi, в то время, как в затрубе (на штуцерной линии) давление было 0. Это должно было, конечно, повлечь моментальное расследование ситуации. Но...
Следующее, что за лапша на уши под названием "МЕТАН НЕОЖИДАННО ВСПЛЫЛ"?
Очередная утка для обывателей, а не для нефтянников! Просто проморгали приток, так как в то же время сбрасывали раствор из емкостей на корабль сопровождения. Кроме того, приоявление было (по-крайней мере в начале), скорее всего, по 2му затрубу, и газ мигрировал к поверхности за Э/К, а не внутри, без увеличения давления во внутреннем пакете скважины.
Возникает вопрос: неужели сигнализация была отключена, где были дежурный оператор станции, где бурмастер, а где руководитель работ?
На площадке была только бригада. В этот день риг принимал высоких гостей с берега по случаю окончания работ на скважине!
Или это -заокеанская политика, замалчивать о результатах работы экспертов?
Все результаты опубликованы! это политика наших медиа, - говорить о "политике замалчивания". Там прекрасно, на мой взгляд, экспертная комиссия работает. У меня есть большая часть слушаний по делу, жаль, что Вам трудно прочитать...
КАК МОГЛО ТАК СЛУЧИТЬСЯ, что из обсаженной и зацементированной скважины, где установлен один изоляционный цементный мост знаменитой на весь мир компанией Халлибертон МОГ ПОЙТИ ПЛАСТОВЫЙ ФЛЮИД?
1) Цементаж был некачественным по нескольким причинам; 2) нехватка барьеров безопасности из-за снижения гидростатики после замещения объёма в скважине на морскую воду - остался по 2му затрубу только некачественное цементное кольцо и уплотнительный элемент подвески колонны. С этим уплотнением - тоже тёмная история: ВР ждали утверждения плана по мелкому цементному мосту от ММS, и в их планах была установка lockdown sleeve (запорное кольцо в виде короткого патрубка, удерживающее подвеску в устьевой колонной головке) только после последнего цементажа. Во время проявления уплотнение не выдержало.
Почему молчит КАМЕРОН? Почему молчит ХАЛЛИБЕРТОН?
Про HES я уже написал. CAM был представлен на следствии г-ном Джеком Муром (Jack Moore) - президентом Cameron. Его показания есть в деле.
Или я предложу свой вариант развития аварии, начиная с начального момента, то есть с ошибок всех участников! И это будет очень близко к правде!
У меня тоже есть наброски. Я сгруппировал 7-8 причин аварии. Позже представлю на "суд зрителей". Они были основаны как на материалах дела, так и на мнениях экспертов.
Наброски тут же:
Как и обещал, привожу сгруппированные причины аварии, как я их для себя вижу.
- Причина #1: Спуск клиновиднй секционной обсадной колонны под Э/К, а не 9-7/8" лайнер с пакером и полированным патрубком под tie-back. Tie-back колонна позволила бы качественно выполнить цементаж до устья (дна). Эта опция была утверждена в проекте скважины, но из-за задежхек в бурении, замены рига в процессе работ и, следовательно - сильно разросшегося и вышедшего из-под контроля бюджета, ВР решили пойти по запасному варианту, и спустить секционную колонну, не промежуточных имеющую барьеров в затрубе, кроме цемента.
- Причина #2: Зная о проблематичных поглощениях в процессе бурения, не были сделаны шаги по предотвращению или снижению скорости потерь перед цементажом. Вместо этого использовали "лёгкий" - нитрифицированный - пенный цемент, хотя в нашей индустрии известно, что это - помощь, но не панацея от поглощений во время цементажа.
- Причина #3: Использование пенного цемента. Выполнение цементажа пенным цементом и в идеальных условиях - не лёгкая задача. А в осложнённых условиях постоянных "внутренних" ГНВП во время бурения - тем более.
- Причина #4: Использование недостаточного количества центраторов на Э/К, что также способствовало образованию микро-затруба и / или каналообразованию из-за неправильной центрации колонны.
- Причина #5: Не было установлено стопорное кольцо колонной подвески, что, скорее всего и стало причиной прорыва газа через уплотнение.
- Причина #6: Не были проведены каротажные работы по оценке качества структурного цемента.
- Причина #7: Проведение опрессовки колонны и башмака ранее, чем нормальное окончание ОЗЦ. Качество цементного сцепления сильно снижается, создавая микро-затруб между металлом колонны и цементом, который разрешает газу мигрировать.
- Причина #8: Замещение 14-ppg раствора с глубины 8000 футов морской водой весом 8.7 ppg, меньше чем спустя 20 часов после цементажа, повлекшее критическое снижение гидростатики - первичного барьера безопасности при контроле за скважиной.
Поэтому, напрашивается вопрос: "Сколько проверенных и доказанных барьеров вы насчитаете?"
Я не вижу ни одного испытанного и позитивного барьера безопасности. А ведь стандарты нашей промышленности диктуют необходимость, по крайней мере, в двух испытанных (по максимальному ожидаемому давлению) барьерах...