Серокой> Например, захочешь ты узнать, скажем условно, когда начали делать тент над трактором или как его крепили или из какого материала - ну нету ж этого.
Такие подробности и не нужны, по крайней мере мне - вот если писать монографию "Трактор модели такой то" - то другое дело.
Мне же хотелось передать т.с. общую атмосферу - а тут источники возможны самые невероятные - например воспоминания главного санитарного врача завода. Или например берешь (в библиотеке
) подшивку газеты (типа там, к примеру) "За социалистическую индустрию" - за искомый год - а там натыкаешься на репортаж со стройки. Те кто помнит газеты брежневских лет - может и удивятся - что мол интересного там можно найти, вот только выложи ее тут на форуме - определенная группа товарищей тут же слюной изойдет по поводу тупых сраных совков)))) , потому что раннесоветские газеты сильно отличались от поздних, и помимо агитпропа там в статье дается подробнейший анализ с описанием как работала бригада американских бетонщиков в сравнении с советскими... я бы сказал по сути - это махровая антисоветчина, сплошное низкопоклонство и т.п.
Или упомянутые к примеру мемуары Гинзбурга, которые сам лично СТЗ не строил, но как зам Орджиникидзе был в курсе, а потом и как "строительный" нарком - он написал к примеру как опыт строительства СТЗ повлиял применительно к другим заводским стройкам.
Или примеру в материалах по Магнитке описывается проведение пуско-наладочных работ, опять же основанное на опыте пуска СТЗ.
И т.д. и т.п.
Разумеется в природе не существует такой волшебной книжки (или архивного дела) под названием "Все-все про СТЗ", но материала много - если грамотно копать.
P.S. Я изучая историю Магнитки даже в советском издании к какой то юбилейной дате завода (написанного в рамках скучнейшего официоза, поди вдоль и поперек прочитанный всякими обкомовскими цензорами, что б там чего не проскочило отличное от линии партии...) - находил просто феерические вещи - потому что дурилки партийные сначала гордо писали как при строительстве дамбы на заводском водоеме наши отказались от предложенного американскими проектантами углубленного геологического обследования (мол деньги народные сэкономили, и сроки ускорили), а потом через несколько страниц они же писали как героические комсомольцы "спасали/боролись/жертвовали жизнью"(тм) когда эта дамба развалилась во время паводка, потому что основание не выдержало))))))))))))
А по поводу архивов - я скажу такую, может удивительную для некоторых вещь - если говорить о
заводских архивах в нашей стране, то таковых в природе (к сожалению) увы не существует.
Все заводские документы (и технические, и административные) носят чисто прикладной, утилитарный характер - и по мере утраты своей актуальности конец у них может быть такой:
а) бумага идет в мусорку (в поздние советские времена на предприятиях их централизованно сдавали в макулатуру);
б) если бумага грифованная - то по акту в печку;
в) по некоторому стечению обстоятельств возможно ситуация, когда некоторое количество бумаг оседает в темном глухом углу, где тихо лежит (приобретая с годами историческую ценность) - и когда на них наконец натыкаются, то возможны либо первые два варианта, либо иногда они попадают в руки некоего энтузиаста (как правило либо бывшего, либо нынешнего работника предприятия) и тем самым сохраняются для истории***.
А уж как они дальше сохраняются - дело случая, возможны разные формы: где то попадают в заводской музей (при наличии оного), где то вполне официально - как единица хранения стоят на полке, где то просто стоят на полке по личной инициативе
Alex`a129 энтузиаста...
***Прим. - и очень много таких "залежей" безвозвратно погибло в постсовеские годы с закрытием многих предприятий (особенно с предреволюционными корнями) - вспомни ЖЖ отчеты всяких диггеров по залазам к примеру на Красный треугольник.
К сожалению заводская история в нашей стране - это было и есть исключительно дело рук и усилий энтузиастов, даже в советские времена те же заводские музеи создавались и поддерживались исключительно ими - пусть и с идеологическим перекосом ("показать революционные и боевые заслуги трудящихся №-ского завода"), но все равно даже такая форма позволяла собирать и сохранять (пусть и не все выставлять) материалы. Впрочем тогда во многих вещах было проще: можно было выбить из администрации статус, штаты для персонала, помещения, финансирование и т.п. - а уж сейчас то - эффективному собственнику с пакетом акций в кипрском офшоре и с ПМЖ в Лондоне это тем более все нафиг не всралось....
Оговорюсь - в некотором смысле проще с военной техникой - потому что многие документы связанные с ней оседали в военном ведомстве и сохранились в архивах всяких казенных контор.
А теперь представь - что можно нарыть про историю создания какой нибудь пошлой сенокосилки, если вместо производившего ее завода сейчас бизнес-центр, если все его бумаги после банкротства конторы пять лет гнили в развалинах завода, а потом были вывезены руками трудолюбивых джамшутов на свалку, если ее конструкция не испытывалась на всяческих полигонах с подробнейшими докладами наркомам и не обсуждалась на совещаниях у тов.Сталина? - да ничего...
В определенной мере могут помочь архивы гос. и партийных органов (обкомов, исполкомов, министерств и т.п.), но там понятно водятся бумаги больше административного, управленческого характера, и что то про материал тента трактора можно найти только случайно
Вообще - если замыслить большую книгу, то такие архивы безусловно будут полезны - но работа там - как я уже говорил выше, это будет другой уровень затрат времени и сил - несовместимый с основной работой - а на выходе будет тираж в 500 экз на бумаге газетного качества (и то только по дружбе с каким нибудь издателем).