Почему Борис Горкунов, решивший все заработанные средства оставлять в регионе, часть проектов все же перевел к соседям?
// newsib.net
Ну, если есть у депутатов хозяйства — давайте сравнивать, — говорит он. — Мы берем мертвые предприятия, землю, которую надо разрабатывать. За год разработали 40 тысяч гектаров. А они сколько? Всего-то в Новосибирской области залежей под миллион, есть где развернуться. Мы привезли в Новосибирскую область в прошлом году 27 «Кировцев» и порядка 20 комбайнов, в этом году купили и привезли 21 «Кировец» и десятка три комбайнов. Не считая всего остального. А они сколько? У нас урожайность в Колыванском районе 57 центнеров с гектара, а у них? У нас новая технология, мы учим людей по ней работать. В этом году вложили во все наши зерновые проекты 3,5 млрд рублей, человек 200-300 найдут себе работу в деревне, где ее раньше не было. А они? И кто из нас более государственный?»
Где медом намазано
Новосибирская область, в последние годы сделавшая яркие заявки на ряд крупных проектов развития в АПК, объективно говоря, не самый привлекательный для крупных агроинвесторов регион. Например, у нас действует закон, прозванный «антиолигархическим»: он ограничивает размер субсидий для крупных агрохолдингов. То есть если по 100-миллионному кредиту на посевную хозяйство может претендовать на субсидирование определенной части банковской ставки, то при втрое большем объеме кредита больше не дадут. Не принят у нас и ряд мер, которые федеральное законодательство дало право вводить регионам, — это касается, в частности, субсидий на электроэнергию для тепличных хозяйств. По словам Бориса Горкунова, это единственный такой регион из семи, где у него работают производства на закрытом грунте.
Маленький нюанс: официально группа «Горкунов» сообщает, что работает в шести регионах России, но фактически их именно семь. Все потому, что тепличный комплекс «Индустриальный» в Барнауле считается обособленным подразделением ТК «Толмачевский». «Горкунову» 14 га теплиц в Алтайском крае достались с ежегодными убытками в 200 млн рублей, теперь они приносят столько же прибыли.
Соседи уже оттянули несколько проектов, которые группа Бориса Горкунова планировала реализовать в Новосибирской области. Первый — это биржа скота, создаваемая в Республике Алтай, — цивилизованный и прозрачный инструмент, используемый во многих странах мира. В Новосибирской области ежегодно забивается порядка 115 тысяч голов животных, выращивается много молодняка, который должен переводиться на доращивание, но занимаются этими потоками частные «перекупы», курсирующие по селам и обманывающие крестьян, которые не могут обеспечить крупных товарных объемов.
Второй проект — современное картофелеводческое хозяйство. Еще в 2019 году на территории Новосибирского ПЛП компания PepsiCo запланировала строительство завода по производству снеков, для него нужно порядка 170 тысяч тонн качественного сортового картофеля в год, а в регионе производится всего 50 тысяч. Группа «Горкунов» предложила создать такое хозяйство в Новосибирской области, но, не получив поддержки Минсельхоза, перенесла проект в Алтайский край, купила там хозяйство. Там же компания планирует строить завод по производству крахмала и сухих овощей.
Однако, считает Борис Горкунов, инвестпривлекательность — это не только когда на территории существует благоприятный климат, но и когда власть выполняет обещания перед инвестором. После встречи с губернатором Андреем Травниковым на семеноводческом хозяйстве группе пообещали дорогу, газ в село Новотырышкино и мост, проектирование которого оплатил инвестор. И это обещание было выполнено.
«Если давление на компанию не будет нас ограничивать, мы все равно будем строить в Новосибирской области, делать все, как и обещали. Мы привыкли выполнять обязательства. Но, увы, иногда я чувствую себя как в том старом стишке — «Стою на асфальте в лыжи обутый» и не понимаю, что же не так происходит в Новосибирской области», — говорит Борис Горкунов.
Новосибирская область, в последние годы сделавшая яркие заявки на ряд крупных проектов развития в АПК, объективно говоря, не самый привлекательный для крупных агроинвесторов регион. Например, у нас действует закон, прозванный «антиолигархическим»: он ограничивает размер субсидий для крупных агрохолдингов.
Это потому что у нас комми дохрена ,если в 90 они объективно как то боролись за страну(точнее за свою власть и право порулить ) и это приносило пользу то сейчас комми превратились в 5 ю колону и сливаются уже с демшизой.Что видно здесь и не только.