Существую церковные ограничения на заключение брака. Причем ограничения могут быть:
= абсолютными, т.е. делающими невозможным заключение брака или ведущие к его расторжению, причем брак будет считаться не действительным с самого момента его заключения;
= условные, т.е. которые опять таки делают брак невозможным из-за родственных и духовных отношений между людьми, заключающими брак;
= не ведущие к расторжению брака, но в этом случае на супругов будет наложены некоторые канонические ограничения.
Кстати говоря, вообще, препятствия к заключению церковного брака имеют общее название "канонические" именно потому, что определяются канонами: церковными правилами, выработанными как на Соборах или на Апостольских правилах.
К
абсолютным можно отнести:
1. Невозможно заключение брака одновременно с несколькими людьми. Христианский брак безусловно моногамен.
2. Запрещается вступление в брак священнослужителям уже принявшим сан, кроме чтецов и певцов.
3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.
4. "Никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак."
5. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак.
6. Душевнобольные и недееспособные лица не могут вступать в брак
7. Есть возрастные ограничения, но они с избытком перекрываются требованиями государства к возрасту лиц вступающих в брак
8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Но эта норма в настоящее время не используется.
Условные:
1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак.
Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родства, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племянником - три. 19 января 1810 г. Святейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.
2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов.
Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени.
3. Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения.
4. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. В чинопоследование Таинства Брака внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж.
5. Важное условие для признания действительности брака - единство религии. Мы уже об этом говорили. Это является препятствием к заключению церковного брака, однако не требуется расторжение гражданского для супругов, относящихся к разной вере.
Отцы Собора, ссылаясь на слова апостола Павла (1 Кор. 7:14) не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: "Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: "святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже."
Полезный сайт - "Православие для чайников"
Рассылки @MAIL.RU: Служба почтовых рассылок
Ник