Bredonosec>>а нафига ВООБЩЕ начинать на реактивной машине
ED> Ну например тот же французский CM.170 - самолёт ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО обучения.
ED> Ну и вообще забавно - в темах об образовании пишут, мол зачем людей учат вещам, которые им никогда не пригодятся. А тут будущих лётчиков-"реактивщиков" учат летать на реактивных - и снова не угодили. Мол надо учить летать на винтовых поршневиках, на самолётах, которые курсантам больше никогда не встретятся.
Разрешите встрять? Ну это я так - вопрос риторический.
Почитал трэд... Мой путь - Л-29, Су-7У, Су-17, Су-17М3, М4, Су-25, пенсия, затем поршневые. Т.е. как бы восхождение на гору затем плавный спуск на первый взгляд. На самом деле ничего подобного.
Немного отвлекаясь, поясню - при поступлении в училище, ещё до медкомиссии проходили профотбор, в результате которого, абитуриенты распределялись по группам, точнее медики скажут, но по нашему профилю - ИБА, допускались курсанты с группой не ниже третьей (на истину не претендую).
Итак, относительно того, на чем надо начинать... Основываясь на своём опыте, скажу что лучше на более дешёвой матчасти, которая позволит выявить способность обучаемого к лётному делу. Здесь можно отработать абсолютно все элементы, которые затем предстоит осваивать на боевых самолётах. И распределение внимания, и техника пилотирования, и самое важное - чувствовать приближение земли, абсолютно одинаковое при полёте на любых самолётах. Разница в динамике происходящего, и в расходах рулей. Кто мешает, при обучении на поршневых самолётах создать условия, близкие к полету на боевом самолёте? Сделайте полет по кругу более скоротечным, время на глиссаде сократите, на полигоне создайте свою инструкцию по производству полётов...
Что происходило со мной после Л-29 на Су-7у? В первом полёте мало чего понял - форсаж, разбег, высота 50, истошный крик сзади по СПУ: "Шасси, закрылки, форсаж!!! Первый разворот! Куда размазываешь???!!! Высота!!! Скорость!!! Я тебе покажу турник!!! Будешь у меня на иголках с нитками тренироваться!!! Обороты, скорость!!! Тормоза, шасси!!! Третий, закрылки!!! Скорость!!! Высота, четвертый, скорость, высота, обороты, подбирай!!! Подбирай!!! Конвейер!!!" Это первый полёт. Второй уже без крика, всего 18 вывозных на Су-7, самостоятельный на Су-17. НО!!! Была хорошая база на Л-29, к моменту обучения на третьем курсе (Су-7У, Су-17) мой налет был более 200 часов, поэтому и освоился быстро. Поэтому моё мнение - перед обучением на боевом самолёте необходимо иметь хорошую базовую подготовку. На втором курсе (Л-29) инструктора показывали глиссаду с большими углами закрытия ВПП, свойственную для Су-7У, на полигоне полет не по стандартному маршруту - первый, второй и т.д. развороты, а с разрешения РПП крутили "вокруг хвоста". Т.е. нас готовили к абсолютно другому типу. Затем выпуск из училища, налет 340 часов, боевой полк на Су-17М3,М4 шесть контрольных полетов - допуск к полетам по кругу и далее понеслась. Потом Су-25, на котором поначалу казалось, что времени много, ан нет, этот излишек преобразовывался в лаконичность манёвров, в меньшее время нахождения в зоне поражения средств ПВО. Потом пенсия - поршневые, и откровение. Да, на поршневых попроще, но можно делать всё тоже самое, что и продемонстрировал инструктору. Так что, моё ИМХО, что самолёт первоначального обучения должен быть максимально дешёвым в эскплуатации, позволяющим отрабатывать все элементы полёта, которым предстоит обучить человека.