Купил тут на днях...
Большего удовольствия от чтения уже давно не испытывал!
540 страничный кирпич 2009 года издания, большого формата, набитый архивными выжимками (навскидку - не менее 80% текста) за 490 рублей (тираж – 2000 экз.). Единственный минус – первая (ровно 1/10 часть) книги посвящена разбору с кратким пересказом работ предшественников.
Явных выводов автор не делает, но у меня сложилось впечатление, что основная мысль следующая:
Советский авиапром, на который уже были потрачены огромные деньги (курсивом цитаты из этой книги – текстом мои предположения):
По данным на 17 февраля 1938 года, соотношение заработной платы в Главном управлении авиационной промышленности НКОП было следующим: начальник отдела 1-й категории получал 1200-1600 рублей, начальник группы 1-й категории – 900-1200 рублей, старший инженер – 800-1000 рублей, инженер – 700-1000 рублей. Чтобы представить себе значение этих цифр применительно к этому периоду, можно обратиться к следующему сравнению. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О зарплате учреждений НКИД» которое было утверждено решением Политбюро ЦК от 15 августа 1939 года, полпред в зависимости от страны пребывания получал от 1200 до 2400 рублей.Из протокольной записи №1 заседания Комиссии ГВС РККА от 4 мая 1940 года(19.00)
«Шапошников: Конструктора работают плохо...Конструктора должны тщательно обрабатывать чертежи и больше шевелить мозгами.
Ворошилов: Что вы, т.Шапошников предлагаете? Правительством принимались все меры, чтобы заинтересовать конструкторов. Им платили за каждую машину 1,5 млн. рублей, т.е. в 1,5 раза больше чем стоит самолет. (так понимаю, разовая премия за разработку нового типа?)
Павлов: Если столько будем платить конструкторам, то у нас машин не будет. Нужно другие методы применять – пожестче»
И уже родивший к концу 30-х кучу бесперспективного хлама:
Согласно пометкам, сделанных на документах (предположительно рукой И.В.Сталина)(Речь идет о тексте докладе Ворошилова от 23 октября 1939 года)
старая техника оценивалась весьма критически. Так в графе о наличии самолетов были выделены типы Р-5, ССС, Р-10, которых на 1 октября 1939 года только в строевых частях (без вузов и вспомогательных частей) насчитывалось 2097 (вместо 1631 по штату) от руки было вписано красноречивое «Ха-ха»; рядом с графой о двухместных истребителях-бипланах появилась надпись «Это какие?»(так понимаю – ДИ-6);
в том месте, где указывалось о наличии 13 легко-штурмовых полков, было приписано «Это что еще за легко-штурмовые?»
То после доклада Зам.Начальника НИИ ГУАС КА И.Ф.Петрова, по возвращении его из Германии, в июне 40 г:
«Осмотрев в Германии 219 авиационных точек – большую часть немецких авиазаводов, особенно новых – я пришел к выводу, что Германия способна выпускать до 70-80 боевых самолетов в день.»
Что было неправдой – скорей всего, было грамотно проведенная немцами дезинформация, и принятия по докладу следующих решений:
Окончив читать, Сталин встал, подошел к Маленкову: «Надо развернуть нашу промышленность на такое же количество боевых самолетов – на 70-80 самолетов в день»...Вопрос о резком увеличении выпуска самолетов был настолько важен, что Сталин вместе с Дементьевым сам посетил несколько авиационных заводов»
Чем лишил страну последнего шанса на принятие каких либо вдумчивых решений по развитию авиации. Именно итогом этого стали вот такие методы решения:
Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года, утвердившее совместное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации завода герметичных кабин и реактивных двигателей Наркомавиапрома». Завод решено было создать... «на базе здания инвалидов-хроников им.Радищева в г.Москве»!
Еще пару интересных моментов по другим темам из этой книги:
Тогда французское правительство в мае 1939 года запросило согласие правительства СССР на поставку 200 моторов М-100, однако получило отказ.
Почему? На СБ ведь ставились уже М-103. На складах запасных моторов было полно. Неужели было стыдно за качество моторов? Или уже немцев не хотели обижать?
Или вот еще любопытно:
Примечательно, что трофейные польские самолеты PZL P.23 Karas («Карась»), PZL P.37 Los («Лось») и Lublin R-13 («Люблин») были продемонстрированы населению на специальной выставке в Киеве в 1940 году.
Так понимаю, выставка была просвещена разгрому Панской Польши? Там же кроме самолетов, наверное, и все образцы вооружения Польской армии были выставлены... Вот бы фотографии с нее увидеть...Лозунги тамошние посмотреть...
Вообщем, книгу настоятельно рекомендую – я даже на машине перестал ездить, что бы ее прочитать – время есть только в метро