А давайте трепом возвращаться к теме. Для этого сделаем разворот аж до Нобеля
iodaruk>> А встречный вопрос-чем принципиально РТ1 отличалась от рейнботте кроме масштаба и лишней ступени?
Технологией. У немцев она - потолок.
Как я уже говорил, в пороховую эстафету Рейха первым постом бежал Альфред Нобель
И неплохо бежал, вторым палку передал, потому что тов. Вьель рванул круче всех на старте.
Немецкая химическая школа и немецкая промышленность включились очень резво... нужны вальцы - пожалуйста... ах, не хотим ленточек, трубочки нужны - прессы тут как тут

... нитроглицерин нестабильный - синтезировали централиты (в центральной заводской лаборатории, оттуда и наименование) и вообще - после ПМВ моду в баллиститы (да и вообще в порохах - они резво переняли французский опыт; в родном Арсенале производство пироксилиновых порохов строили они) задавали немцы.
В Советском Союзе производство баллиститов с грехом пополам наладили в Шлиссельбургском заводе, да вот незадача - пресс Круппа рванул. И советскую сборную пороховиков отправили на сборы... на лагерь-сборы 8o
После этих сборов не удивительно, почему первое ракетное баллиститное топливо появилось только в 1942, когда кончился централит в СССР, а не на 10 лет раньше... твердые добавки увеличивают чувствительность пороховой массы к трению, а баллистит без твердых добавок - никакое не ракетное топливо, а обычный орудийный порох.
А вот другое мне удивительно - как после всех этих переделок в Союзе взялась вообще за проектирование непрерывного прессования!
iodaruk>> То есть-где была грань масштабирования? Какой размер заряда бьыл критичен в 41-43 исходя из технологии?
У кого как.
Я процитирую капитана советской сборной:
А.С.Бакаев в своем докладе, упомянутом выше, говорил: "Как это ни странно на первый взгляд, но несмотря на преобладающее значение в Германии тех порохов, которые наилучшим образом подходят в качестве твердого топлива для реактивных двигателей, немцы использовали эти пороха для PC позднее, чем СССР".
И действительно, первые опыты по замене черного пороха в реактивных двигателях порохом баллиститного типа, а именно динитродиэтиленгликолевым, начались в Германии только в 1935-36 гг.
И далее А.С.Бакаев отмечал: "Во время войны, испытав на себе эффективность массового применения реактивной артиллерии Красной Армией, немцы начали лихорадочными темпами развивать этот новый (точнее говоря, вновь возрожденный) вид оружия" /31/.
К концу войны ракетной техникой в Германии и оккупированной Чехословакии занимались 9 заводов, 13 НИИ, а также крупнейшая фирма Рейнметалл-Борзиг /31/.
Однако огромным препятствием на пути вооружения немецкой армии новыми пороховыми PC явилась невозможность для германской пороховой промышленности, основанной на использовании гидропрессов Круппа, готовить в массовом масштабе ракетные шашки большого диаметра и длины. Для решения этой задачи немцы пошли по пути увеличения мощности, а, следовательно, и размеров гидравлических прессов, что было несомненной ошибкой. Работая в этом направлении, они дошли до изготовления гигантских "мамонт-прессов" около 14 м высотой и массой до 100 тонн.
В Советском Союзе был избран принципиально другой путь — создание непрерывной шнековой технологии изготовления ракетных порохов. Эта технология имела не только во много раз большую производительность, чем гидропрессовая по выпуску ракетных зарядов, но и сняла практически все ограничения с точки зрения габаритов выпускаемых пороховых элементов.
Так вот, предел даже этих Мамонтов - 200...250 миллиметра. По диаметру. И чем толще, тем короче заряд. Потому что масса заряда определяется размером изложницы.
S.U.> У РТ-1на первой ступени использовались пороховые шашки диаметром 800 мм. Первая ступень рейнботе имела диаметр 535 мм. Стартовая масса РТ-1 около 35 т , а рейнботе около 1,7 т.
Там надо брать не первую ступень, а вторую. Первая ступень - с многошашечным зарядом и времени горения около 1 секунды. А заряд второй и последующих ступенях горел в районе 5 секунд... диаметр шашек - как раз на пределе Мамонтов - около 200 мм.
А у РТ-1 на каждой ступени работала связка из 4 двигателей, диаметр заряда первой ступени - 800 mm: