Таким образом американский финансовый рынок, как и большинство мировых площадок, реагирует на ситуацию в Китае, где биржевые индексы теряли до девяти процентов в ходе торгов.
Причиной тому стали опасения инвесторов за будущее экономики КНР, рост которой, как ожидает экспертное сообщество, будет постепенно замедляться. Как один из ведущих мировых импортеров нефти Китай довлеет и над сырьевым, и над финансовым рынками.
Индекс Dow Jones - один из старейших в США, который позволяет отслеживать, как развивается промышленность за океаном. Он дает оценку почти 30 крупнейшим американским компаниям, часть которых с течением времени уже не относится непосредственно к понятию "промышленный". Так, Dow Jones охватывает Microsoft, Intel, IBM, CiscoSystems, а также Apple и другие.
"Финансовая аристократия" США сейчас заламывает руки той части американской элиты, которая хотела бы поднять ставки для того чтобы спасти американскую социалку (суть проблемы: американским финансистам ставка нужна низкая, а американским пенсионным и социальным фондам - высокая, ибо выплаты они осуществляют из доходов от держания гособлигаций США, ставки которых "привязаны" к ставке Федрезерва)
В борьбе между "финансистами" и "политиками", логично (исходя также из прошлого опыта) поставить на "финансистов", а значит с большой долей вероятности они получат то, что хотят: отмены повышения ставки и может быть еще одну программу стимулирования экономики впридачу. Это должно произойти до 16-17 сентября, возможно намного раньше (27-28 августа), если рынок обвалится еще процентов на 6-10%.
И вот тут мы придем к точке бифуркации: если даже это не поможет резкому взлету всего (от Китая и России, до Лондона и Нью-Йорка) значит действительно "все!", и можно смело готовиться к новой глобальной великой депрессии. А вот если поможет, значит нас все-таки ждет как минимум еще одна серия порядком поднадоевшего сериала "ФРС спасает финансистов, попутно накачивая долларами весь мир".
Если все-таки "рванет", то нас ждет период деглобализации, разрушения трансграничных производственных и потребительских цепочек, реконфигурация мира в несколько валютных и промышленных зон. Всем будет очень больно, но на фоне ЕС и США, у нас и наших друзей все будет терпимо, а в перспективе - вообще хорошо.
Если пока "не рванет" то в очередной раз поднимутся цены на все: от китайских акций и российской нефти, до акций Эппл и бразильских облигаций. А потом все равно рванет
В течение четырех дней один из основных индикаторов рынка США, индекс Dow Jones, снизился более чем на 200 пунктов, причем впервые за 119 лет, такие данные приводит "Market Watch".
На чем основано мнение центробанка Китая, что желание ФРС США поднять учетную ставку так больно бьет по китайскому фондовому рынку, который начал обвал еще во второй половине июня и перекинулся теперь на мировые рынки акций?
Экономики Китая и США очень сильно переплетены. С одной стороны, Китай переживает (а инвесторы подогревают и истерят) о том, что бурно и долго растущая двузначными цифрами экономика страны стала замедляться. В первом квартале 2015 года экономика Китая замедлилась до 7% в годовом выражении. Это самый низкий показатель с 2009 года. Но надо отменить, что темпы роста китайской экономики начали замедляться не сейчас, а еще в 2013 году. В последнем квартале 2014 года рост ВВП Китая уже был 7,3%. Но обвал произошел этим летом, как только планы ФРС по поднятию учетной ставки стали реальностью для рынков.
«Домашним хозяйствам, компаниям и государству в Китае нужны деньги для финансирования кредитов, суммарное отношение которых к ВВП скоро может составить 3 к 1. Китай опасается, что денег будет взять неоткуда, потому что повышение ставок ФРС замедлит потребление в США, так как подорожают кредиты для населения и для бизнеса», – говорит Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ». «Американцы активно покупают китайское, и замедление этого процесса понизит спрос на продукцию из Поднебесной. В результате ускорится сокращение экспорта из КНР с более чем 8% в год сейчас и еще сильнее замедлится рост промышленного производства с нынешних 6% в год», – указывает Крылов.
Дальше это ударяет по всему мировому рынку акций. Китайские власти, взваливая вину на американский регулятор, волнуются, что повышение ставки ФРС приведет к росту стоимости заимствований, к росту курса доллара и, как следствие, к перетоку инвесторов на американские рынки и соответствующему оттоку капитала с развивающихся рынков и ослаблению национальных валют, отмечает Дарья Желаннова из «Альпари». «Активы, номинированные в долларах, будут значительно привлекательнее остальных, поэтому американский рынок получит серьезный приток капиталов и одновременно концентрацию этих капиталов на финансовом рынке, ведь для реального сектора дорогой доллар невыгоден», – добавляет она.
А США нуждаются в новом источнике капитала как никто другой, так как без дополнительного притока ликвидности ФРС не сможет обеспечить прежние темпы экономического восстановления в стране, соглашается Артем Деев из Amarkets. «Как это ни странно, но американские власти весьма заинтересованы и в укреплении обменного курса доллара, поскольку только удорожание бумажных денег снова позволит заявить о гордом статусе «американца» как международной резервной валюты», – добавляет он. Все это США получат, если ФРС поднимет учетную ставку.
В США больше нет программы количественного смягчения, которая позволяла печатать деньги и вливать в экономику. Теперь Вашингтон хочет вернуть все эти доллары, ушедшие на другие рынки.
Если внутренние балансы банков Китая начнут трещать по швам из-за кризиса кредитования, то Китай будет вынужден спасаться и запустить что-то, наподобие программы TARP в США. Главный вопрос в этом контексте является то, как, а вернее, чем, он будет финансировать свою программу спасения. США профинансировали свое спасение с помощью печатного станка. У Китая в отличие от США есть маневр, он может выбирать между запуском печатного станка и распродажей своих иностранных резервов.
Если Китай запустит печатный станок, то утопит юань, если же Китай в целях спасения начнет распродавать иностранные активы и резервы, то утопит доллар и мировую финансовую систему. Все доллары, которые лежат в закромах Китая, попав в обращение, могут устроить наводнение ликвидностью, мир не сможет переварить высвободившие резервы Китая, потому что Китай может легко выкинуть и триллион и два триллиона долларов. Причем важно то, что вовсе не обязательно властям Китая начать продавать свои резервы. Коммерческие банки Китая и без государства первыми могут начать спасать свои внутренние балансы и начать продавать иностранные активы и резервы, а денег у них много.
В итоге может получиться так, что кредитный кризис Китая больше опасен для доллара и США, а не для Китая. Китай, накапливая доллары, стерилизовал их, изымая из оборота, и тем не давал увеличиться долларовой денежной массе в обращении. Если же Китай начнет продавать резервы, то его продажи высвободят огромное количество долларов, причем объем долларов, который может высвободить Китай, может кратно превысить объемы программы QE.
Но выбор за Китаем, кого он будет топить и кого спасать и за счет чего закрывать дыры в банковской системе внутри страны.