lenivec> Мне реально был непонятен момент мотивации.
Переход пароходов на жидкое топливо давал кучу преимуществ. Увеличивалась дальность плавания, упрощалась и убыстрялась бункеровка, упрощалась эксплуатация, отпадала надобность в большом количестве кочегаров... Так что в смысле мотивов всё предельно прозрачно.
lenivec>Что могло заставить перейти
Во первых - что могло
позволить. Позволило изобретение форсунки, давшей возможность эффективно сжигать жидкое топливо, например мазут.
А заставить - всё перечисленное выше. Ну и как непосредственный толчок - возможно то, о чём ты писал. Да и то наверное только там, "на месте".
lenivec>...с привычного добрАго твердАго угля... на мерзопакостный жидкий липкий грязный вонючий копотный мазут.
Как раз наоборот. Уголь - постоянная пыль и грязь. "Грязный как кочегар" - оно не просто так.
В старой популярной тематической литературе часто приводились фотографии котельных отделений пароходов до и после перевода на жидкое топливо. Ибо контраст был разительным. До - просто ужас, грязь, жара... для иллюстрации ада только сковород не хватает. После - всё чисто, просторно, безлюдно...
lenivec> Сейчас жидкие топлива в разы дороже твёрдых и мне казалось до ознакомления с историей вопроса, что так было всегда
Что бензин, например, был отходом, его тупо теряли/сливали и он ничего не стоил - наверное каждый интересующийся техникой читал.