— Многие читатели «Континента Сибирь» недовольны повышенными нагрузками на детей в школе. Родителям приходится тратить вечера на помощь ребенку в выполнении заданий, с которыми он сам не может справиться. Дело в программах или учителях, которые дают такие задания?
— На мой взгляд, то, что у нас часто называют перегрузками, не всегда ими является. Во все времена родители занимались с детьми дома. Если мы говорим о воспитании и обучении, нельзя отделять одно от другого – семью от школы и школу от семьи. И чем родители больше вовлечены в этот процесс, тем лучше для обучения ребенка. Сегодняшний ритм жизни диктует свои требования. Если 30 лет назад школьнику не нужно было осваивать компьютер, чтобы хорошо учиться, то сегодня нужно. То же самое с иностранными языками. И тот факт, что это увеличивает нагрузку на родителей – нормальная ситуация. Другой вопрос, что дети немного разбалованы современной жизнью. Например, для меня непостижимо, что сейчас школьники лишены возможности заниматься общественно-полезным трудом. Лично я и мои сверстники в школе снег чистили — не вижу в этом ничего плохого.
В 1971 году окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. Кандидат физико-математических наук (1978, диссертация «Численное исследование внутренних течений проводящего газа в электрическом и магнитном полях»)[4], доктор физико-математических наук (1990, диссертация «Численное моделирование нестационарных разрывных газодинамических течений»)[5].
В нашей стране 4 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют только начальное образование. 2 процента населения вообще нигде не учились. Эти сенсационные выводы — из только что вышедшего сборника «Образование в цифрах», выпущенного в 2019 году НИУ ВШЭ на основании данных Росстата, Минпросвещения, Минобрнауки, Федерального казначейства РФ и ОЭСР.
Четыре процента населения с начальным образованием — это 5,6 млн живущих сегодня наших людей, которые не смогли усвоить программу начальной школы и не перешли в 5-й класс. Может быть, они кое-как умеют читать, писать и считать, но очень плохо.
Специалисты говорят, что в Финляндии в начальных классах есть специальные программы обучения пониманию текста.
...
Психологи считают, что, если до 12 лет ребенка не научили понимать, что он читает, он пополняет функционально неграмотную часть населения. В России проводятся исследования на эту тему, но они закрыты.
В прошлом номере «Огонька» Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС со ссылкой на исследования PISA говорила, что «в нашей стране от 16 до 20 процентов детей не достигают функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук». Напомним, речь идет о 15-летних ребятах, которых еще не выгнали из школы.
Дети вырастают. Как там, во взрослой жизни обстоит дело с навыками понимания, которые сейчас стали называть «когнитивными»?
— Многие родители ностальгируют по советскому детству, когда им были доступны кружки, причем абсолютно бесплатно. Можем ли мы сейчас как-то приблизиться к той планке дополнительного образования?
— Нельзя жить при капитализме и мечтать о коммунизме. Сегодня дополнительное образование — чаще всего платная услуга. При этом сегодня мы возрождаем систему бесплатного дополнительного образования, на это выделяются федеральные средства. Цель проекта «Успех каждого ребенка» — охватить дополнительным образованием до 80% детей. Существенных успехов мы уже достигли в спортивном образовании. Следующая задача – возродить программы технического образования. Для этого в 2020-м году на базе НГТУ будет создан детский технопарк «Кванториум». По сути, он станет современной моделью станции юных техников.
Дети занимаются в кванториумах бесплатно.
Занятия в детском технопарке «Кванториум» бесплатны и доступны не только жителям городов, но и учащимся из сельской местности, детям из детских домов и др.