Реклама Google — средство выживания форумов :)
Проблема "вызрела"
В сентябре 2018 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world"s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составило рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР "Адмирал Кузнецов", таиландский авианосец "Чакри Наруэбет", два австралийских - "Канберра" и "Аделаида", а также два американских - "Уосп" и новейший "Джеральд Форд".
Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, - необычный случай.
...
ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев - 30 кораблей - было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев - 42% из списочного состава.
То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам - это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год - 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.
В 2017 году Счетная палата США (The Government Accountability Office) опубликовала отчет о состоянии ВМС США. В отчете, в частности, говорится: "Доступные в настоящий момент мощности в сухих доках судостроительных заводов не соответствуют потребностям будущих операций. В ВМС предполагают, что заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию, которые запланированы на будущие 23 года. В частности, это касается (всех) авианосцев и 50 подлодок".
Выводы Счетной палаты выглядят контрастно на фоне анонсированной министром обороны США Джеймсом Мэттисом стратегии ВМС США под названием "Динамическое развертывание сил", которая действует в согласованности с другой стратегией - "Глобального мгновенного удара". По регламенту, ВМС США должны развернуть свои корабли, в том числе и авианосцы, в течение 96 часов в любой точке планеты для нанесения первого обезоруживающего удара по любому противнику.
В 2018 году "Динамическое развертывание сил" дало сразу несколько сбоев. В апреле 2018 года авианосец "Гарри Трумэн" присоединился к военной операции по "наказанию Асада". Но его участие стало скорее символичным, чем действенным. После этого, чтобы показать Ирану "чьи в доме тапки", корабль должен был занять позицию в Персидском заливе, но вместо этого он отправился в порт приписки для проведения ремонтных работ. В Норфолке его уже ждали собратья "Дуайт Эйзенхауэр" и "Джордж Буш", срок ремонтных работ которых продлили на очередной год.
Пикантность произошедшего состоит в том, что глава Пентагона Джеймс Мэттис как раз на примере авианосца "Гарри Трумэн" хотел продемонстрировать всем союзникам Соединенных Штатов образец реагирования в рамках объявленной стратегии "Динамическое развертывание сил". Но что-то пошло не так, и "Гарри Трумэн" только 28 августа 2018 года - через три месяца! - вновь вышел в море.
"В результате все находящиеся на службе авианосцы становятся все более уязвимыми, превращаются в настоящих "гадких утят", которые заперты у причалов и парализованы необходимостью постоянного техобслуживания. Такая ситуация все больше ударяет по всем аспектам вооруженных сил, которые становятся более "тяжеловесными" в техническом плане. Техника оказывается все более дорогостоящей и сложной в использовании. Это в первую очередь отражается на авианосцах: логистические операции ширятся и затягиваются, и все в конечном итоге может зайти в катастрофический тупик. Это Мэттис, видимо, и называет "Динамичным развертыванием сил"..."
Последняя капля
Действительно, с определенного времени гордость ВМС США - авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести "ценности западной демократии" всем сопротивляющимся "недемократическим" странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.
По моему мнению, скоро авианосцы уйдут в прошлое. Приведу аргументы, которые говорят за такую перспективу.
Во-первых, это постоянно растущая стоимость эксплуатации устаревающих авианосцев, которые теряют уровень своей боеспособности и боеготовности от ремонта к ремонту.
Во-вторых, новые авианосцы класса "Джеральд Форд" лишь на 30% превосходят авианосцы класса "Нимиц" по боеспособности. При этом их стоимость почти в три раза превышает стоимость эксплуатируемых авианосцев. Технические неполадки, связанные с двигательной системой корабля, электромагнитной системой запуска самолетов и системами блокировки, предназначенными для запуска и остановки самолетов, лишь повышают эксплуатационные затраты самого дорогого в обслуживании корабля.
В-третьих, авиационное крыло "Джеральда Форда" состоит из самолетов F-35, которые также не отличаются надежностью и дороги в эксплуатации.
Ну и наконец - боевая эффективность авианосцев стремительно уменьшается с появлением нового класса гиперзвуковых противокорабельных ракет, а совершенствующиеся средства разведки и целеуказания делают его удобной мишенью для высокоточного оружия.
Таким образом, можно констатировать, что очень скоро мы с вами станем очевидцами заката эпохи авианосцев.