13 октября 2020 г. состоялась онлайн-церемония подписания Соглашения Артемиды (Artemis Accords), призванного заложить правовую основу для создания до конца этого десятилетия постоянно действующей...
// zakon.ru
Целью Соглашения Артемиды заявлено создание безопасной и прозрачной среды, которая облегчит исследование, научную и коммерческую деятельность в космосе для всего человечества. По настоянию Японии в сферу действия Соглашения помимо Луны и Марса включены также астероиды и кометы.
Одновременно предусмотрено создание неких «зон безопасности» вокруг лунных баз для того, чтобы «предотвратить ущерб или вмешательство со стороны соперничающих стран или компаний, ведущих деятельность в непосредственной близости». При этом особо оговаривается, что добыча ресурсов на небесных телах будет осуществляться в соответствии со статьями II (запрет национального присвоения космоса), VI (ответственность государства за деятельность его частных лиц в космосе) и XI (обязательство государств информировать Генерального секретаря ООН и международное сообщество о своей деятельности в космосе) Договора о космосе.
Проекты таких двусторонних соглашений уже посланы всем партнерам США по Соглашению об МКС, включая Россию. Контроль за деятельностью частных компаний в рамках Соглашения Артемиды будут осуществлять государства их регистрации (что также предусмотрено Договором о космосе).
Очевидно, что заложенные в Соглашении Артемиды принципы основаны на толковании США соответствующих положений Договора о космосе в части запрета на присвоение космоса и возможности использования космоса для целей промышленной добычи частными компаниями ресурсов на небесных телах. Это толкование уже нашло свое отражение в Законе США о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act) 2014 г. и теперь переносится на международный уровень. Сомнения в том, что Договор о космосе 1967 г. неадекватен новому этапу освоения космоса, отброшены. Ценность этого Договора в этом отношении только возрастает ввиду отсутствия в нем жёсткого регламентирования или запрета на коммерческую разработку ресурсов космоса, что позволяет быстро провести эволюционное реформирование космического права за счёт внедрения новых механизмов принятия решений и создания правовых норм путём заключения двусторонних соглашений или договоров с малым количеством участников при лидирующей и координирующей роли США, то есть о повторении уже имеющегося опыта Соглашения об МКС. Наличие в Договоре о космосе весьма расплывчатых формулировок позволяет наполнить их конкретным содержанием
за счёт действий на национальном уровне или через заключение двусторонних соглашений и договоров с малым количеством участников при лидирующей роли США в формировании такой практики. Это позволит сформировать столь необходимую последующую практику государств — участников Договора о космосе,
на которую можно будет впоследствии опираться как при формулировании превалирующего толкования его норм для использования в возможных спорах на международном и национальном уровнях, так и в качестве подтверждения молчаливого изменения текста Договора этой последующей практикой (что разрешено современным правом международных договоров).
То, что сейчас происходит, я
вляется классическим проявлением явления, которое в международном праве получило название
«перенос режима» (regime shifting) в качестве одного из вариантов стратегии перемен, под которым понимается
попытка сменить статус-кво путём переноса переговоров, нормотворческих инициатив и формулирования стандартов на новую площадку, которая кажется более удобной для этого и
даёт больше возможностей для основных стран-лидеров реализовать свои планы.
В случае с космическим правом речь идёт о выводе всех нормотворческих инициатив и формулирования стандартов промышленной разведки и разработки ресурсов космоса из ООН и Комитета по космосу, где преобладают развивающиеся страны с их концепцией космоса как общего наследия человечества, что означает распределение доходов от разработки этих ресурсов между всеми государствами независимо от степени их участия.
Вместо этого предлагается реализовывать, дополнять, уточнять и модифицировать правила разработки ресурсов космоса
путём заключения двухсторонних соглашений и договоров с малым количеством участников. Эти нормативные акты и соглашения будут рассматриваться как последующие соглашения и последующая практика государств, наполняющие новым содержанием расплывчатые положения Договора о космосе.
Такой перенос режима поможет, по мнению США, с одной стороны, наиболее эффективно конвертировать технологическое лидерство США в космической сфере в правовые нормы, а с другой стороны, уйти от доминирующего в ООН представления о космосе как об общем наследии человечества и перейти к учёту реального вклада как государств, так и бизнеса в решение вопросов о добыче ресурсов космоса. Судя по всему, это не означает, что речь идёт о создании закрытого клуба космических стран, который будет сам для себя формировать правила. Кроме того, участие ОАЭ в Соглашении Артемиды говорит о том, что оно открыто даже для тех стран, которые не имеют возможности сами самостоятельно осуществлять запуски космических аппаратов и которым для участия в нём будет достаточно просто принять правила игры и некоего согласованного финансового вклада.
Теперь о том, что уже не состоится. Отложены в долгий ящик планы по разработке Всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву (наподобие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) и заключение дополнительного универсального международного договора по разработке ресурсов космоса. Со слов представителей НАСА, этот путь признан неэффективным и неспособным принести желаемые результаты (учтён негативный опыт разработки Соглашения о Луне). Не будет также создан специальный международный орган в рамках ООН, который регулировал бы допуск частных лиц к добыче ресурсов космоса (по примеру Конвенции ООН по морскому праву, где применительно к дну Мирового океана была реализована концепция общего наследия человечества в виде создания специального Органа по морскому дну (Seabed Authority), равно как
в международном космическом праве не будет реализована сама идея о космосе как общем наследии человечества.Проекты таких двусторонних соглашений уже посланы всем партнерам США по Соглашению об МКС, включая Россию. Несмотря на первоначально резко негативное отношение к этому проекту со стороны Роскосмоса, затем он поменял свое мнение, сформировав команду для обсуждения этого проекта с НАСА. Судя по тому, что России нет среди подписантов Соглашения Артемиды, пока к согласию прийти не удалось. Известно лишь, что Роскосмос готовит свои поправки к предложенному НАСА проекту (о реакции главы Роскосмоса Д. Рогозина на подписание Соглашения Артемиды смотри здесь). А вырабатывать свою позицию России надо очень быстро. Уже объявлено о планах различных стран в течение следующих 5 лет осуществить порядка 15 миссий на Луну (не считая экспедиций, которые будут организованы частными компаниями), по меньшей мере 6 экспедиций на Марс и две на астероиды. Космическая гонка за ресурсами космоса началась.
Основное я выделил.
Попытка смещения площадки из ООН в США, которые автоматически становятся главными, поскольку остальные страны-участницы заключают 2-сторонние договора с "хозяином", с сша.
А кто несогласен - против тех будут "зоны безопасности", то есть, вооруженное противодействие работе со стороны ост-индской компании "альянса"