VAS63> Это тральщик "Взрыватель" в Евпатории, погибший во время десанта в январе 1942 года
Немного об этом
«Взрыватель», поддерживавший десант огнем, в результате огня с берега и атак авиации получил серьезные повреждения, у него вышел из строя один дизель, было разбито 45-мм орудие, затем закончился 100-мм боезапас. К тому же на корабле находилось большое количество раненых, переправленных с берега и малых охотников. Вот как описывал эти события командир СКА-081 С.Г. Флейшер: «Тральщик часто меняет курс и ход, о чём не даёт никаких сигналов. [Двигается] невероятно лихорадочно, иногда на курсе лежит 2-3 минуты. Очень трудно следовать за ним».
Из-за разбитой радиостанции командир тральщика не мог запросить разрешения на отход, а самостоятельно уйти не посмел. Вечером маневрировавший «Взрыватель» в темноте потерял ориентировку и в 21.00 5 января был выброшен разыгравшимся штормом на мель в районе соляных промыслов. Волной его развернуло бортом к берегу, лопнула по швам обшивка в кормовой части, началось быстрое затопление кормовых отсеков, заклинило руль и гребные валы. Поскольку на тральщике вышло из строя радио, через подозванный к борту СКА-0102 в штаб флота было доложено о положении корабля: «Корабль сняться с мели не может. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно».
Вскоре были затоплены машинные отделения, и корабль остался без электроэнергии. Осознавая безнадёжность положения, командир тральщика В.Г. Трясцин приказал уничтожить секретную документацию. Все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. Комиссар приказал командиру отделения минёров Ф.Разуваеву, минёрам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать корабль.
СКА-081, сам имевший повреждения корпуса, попытался подойти к тральщику для оказания помощи, но ввиду сильного волнения и малых глубин, не смог этого сделать, после чего присоединился к оставшимся малым охотникам, с которыми возвратился в Севастополь.
На гибнущем «Взрывателе» краснофлотцу И. Клименко, который до войны участвовал в марафонских заплывах, вложили за пояс в цилиндр записку о судьбе тральщика, и он отправился вплавь (!) в Севастополь. В ледяной воде Клименко проплыл 17 миль, и северо-западнее Николаевки его подобрал наш сторожевой катер. Потом краснофлотец И. Клименко два года пролежал в госпиталях.
Утром 6 января неприятель обнаружил разбитый тральщик на мели, и, подтянув артиллерию, в упор расстрелял «Взрыватель». Во время обстрела на корабле погибли полковой комиссар А. Бойко, военком тральщика П. Болотин, штурман И. Усков, артиллерист Г. Золотников. Чтобы не сдаваться в плен подорвались гранатой командир В. Трясцин и боцман Л. Этингоф, застрелился тяжело раненный командир разведывательного отряда ЧФ капитан В. Топчиев. Забравшись на обездвиженный корабль, немецкие солдаты захватили в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И. Клюкиным. Вскоре два матроса от полученных ран скончались.
Разбитый остов «Взрывателя» еще несколько лет лежал у берега, пока не был разобран на металл в 1947 году.