ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ: ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Теги:история
 

fast

опытный

Успех в ведении военных действий у хозяина воздушно-космического пространства
Валентин Рог
Стратегия
ГОСПОДСТВО в воздухе может быть достигнуто нанесением решительного поражения основным группировкам авиации противника на земле (аэродромах), в воздухе и на море (многоцелевых авианосцах); группировке кораблей - носителей высокоточных КРМБ большой дальности; основным группировкам ПВО и резким снижением их возможностей; дезорганизацией управления авиацией, силами (средствами) ПВО; поражением важных предприятий авиационной промышленности, предприятий по производству средств ПВО, авиационных боеприпасов, в первую очередь высокоточных, боеприпасов для сил (средств) ПВО различных классов; центров подготовки специалистов для авиации и ПВО, в особенности центров подготовки летного состава; запасов авиационного топлива и основных центров его добычи и производства.

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ У ВВС

Такой объем задач можно решить только совместными усилиями сил (средств) всех видов Вооруженных сил. Следует обратить внимание на то, что Военно-воздушным силам принадлежала, принадлежит и будет принадлежать решающая роль в завоевании господства в воздухе. Это положение нашло четкое однозначное отражение в уставных документах вооруженных сил многих стран Запада и в ныне действующих уставных документах Вооруженных сил России. Оно - результат обобщения опыта войн ХХ века.

В таблице в доказательство этому представлены итоговые данные о потерях немецко-фашисткой авиации в Великую Отечественную войну на советско-германском фронте. Из таблицы следует, что решающая роль в завоевании господства в воздухе в Великой Отечественной войне принадлежала ВВС Советской Армии. На долю истребительной авиации (ИА) ПВО и зенитной артиллерии (ЗА) приходится 12% от общего количества сбитых на советско-германском фронте фашистских самолетов. Это весомый вклад личного состава войск ПВО в решение задачи по завоеванию господства в воздухе.


По данным труда "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945" (М., 1981 г.), за Великую Отечественную войну зенитной артиллерией уничтожено 2654 самолета, зенитными пулеметами, средствами ПВО бронепоездов, аэростатами заграждений - 490 самолетов. Всего наземными средствами ПВО уничтожено 3144 немецко-фашистских самолета. Это данные истории войны, отраженной в цифрах в отечественных архивных документах и научных трудах, в т.ч. в указанном труде войск ПВО страны.

В связи с этим вызывают недоумение данные одной из публикаций в "Красной звезде" (16.08.2001 г.) о том, что "в целом за всю войну наземные силы ПВО фронтов сбили 21 105 фашистских самолетов", т.е. почти 40% от общего количества немецко-фашистских самолетов, сбитых на советско-германском фронте. Если тут не опечатка, то эти данные - грубая ошибка в истории Великой Отечественной в части, касающейся значимости сил (средств) видов Вооруженных сил (родов войск) СССР, принимавших участие в борьбе за господство в воздухе. Я по собственному боевому опыту знаю силу противодействия средств ПВО агрессорам и на Сталинградском фронте, и при обороне Кавказа, и при освобождении Севастополя, и в выполнении топмачтовых атак по кораблям противника на Черном море.

ОПЫТ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Война в Персидском заливе (1991 г.) - первая региональная обычная война после прекращения холодной. В состав многонациональных сил (МНС), воевавших против Ирака, были включены объединения, соединения, части различных видов ВС тридцати государств мира. Основу МНС составили ВВС, ВМС, СВ США.

США и их союзники по антииракской коалиции в плане войны против Ирака сделали основную ставку на нанесение по Ираку сокрушительных ударов с воздуха. В соответствии с такой концепцией в районе Персидского залива была создана мощная авиационная группировка (АГ), включающая 2600 современных боевых самолетов, в т.ч. 1800 американских. Основу АГ составили ударные самолеты тактической авиации (типа F-16, A-10, "Торнадо", "Ягуар", "Мираж"). В состав АГ также входили: палубная авиация ВМС США, авиация морской пехоты, 20 стратегических бомбардировщиков В-52, впервые - тактическое истребительное авиационное крыло (ТИАКР) самолетов-"невидимок" F-117А, подразделения самолетов ДРЛО, РЭБ, разведчиков, самолетов-заправщиков, воздушные командные пункты (КП).

Война в Персидском заливе началась 17 января 1991 г. в три часа ночи решительным наступлением с воздуха. В течение трех суток ВВС МНС (17-19 января) провели воздушную наступательную операцию (ВНО), в результате которой было завоевано господство в воздухе на театре войны. Этим самым были созданы благоприятные условия для успешного проведения 40-суточной воздушной кампании в основном силами тактической и авианосной авиации США.

Используя эффективные результаты воздушной кампании, главный результат которой - завоевание господства в воздухе, сухопутные войска МНС всего лишь за последние 100 часов времени военных действий, перейдя в решительное наступление, очистили территорию Кувейта от агрессора - иракских войск.

В этой крупномасштабной обычной войне получен первый опыт по изменению технологии ведения военных действий, а именно: решительным наступательным действиям сухопутных войск предшествовала не артиллерийская и авиационная подготовка в течение десятков минут (часов), как это было в Великую Отечественную войну и в локальных войнах после нее вплоть до войны в Персидском заливе, а воздушная кампания в несколько десятков суток. И все это, как однозначно свидетельствует история приведенных примеров войн, - результат завоевания господства в воздухе.

Из изложенного следует такой важный вывод: в современной обычной войне и обычных войнах ближайшей перспективы господство в воздухе может быть завоевано главным образом решительными наступательными действиями военной авиации и прежде всего ее основы - Военно-воздушных сил.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Основными направлениями теории и практики господства в воздухе можно считать следующие. В ближайшем будущем борьба за господство в воздухе сольется с борьбой за господство в воздушно-космическом пространстве. Кто будет главенствовать в воздушно-космическом пространстве, тот будет владеть инициативой и успехом в ведении военных действий на суше и на море. Это объективный процесс развития вооруженной борьбы с применением обычных средств поражения различных классов ("земля - земля", "воздух - поверхность", "воздух - воздух", "земля - воздух").

Новой важной и сложной проблемой в теории и практике борьбы за господство в воздушно-космическом пространстве становится проблема эффективной борьбы с высокоточными крылатыми ракетами морского и воздушного базирования (КРМБ, КРВБ) средней и большой дальности и с самолетами-"невидимками".

Это обусловлено тем, что в современных условиях в странах Запада и в США большое внимание уделяется развитию ударной авиации, в т.ч. самолетам-"невидимкам" (типа F-117A, B-2 и др.) и высокоточным КРМБ и КРВБ средней и большой дальности. Это подтверждается и опытом в Персидском заливе (1991 г.), и агрессией США и НАТО против Югославии (1999 г.), и опытом борьбы с формированиями талибов в Афганистане.

Так, к примеру, по данным открытой печати, в ВМС США к 2003 г. планируется иметь 198 кораблей - носителей КРМБ, в т.ч. 107 подводных лодок. На них может быть размещено до 4000 КРМБ, которые могут применяться из различных районов Мирового океана (например, Средиземного моря, Индийского океана, Тихого океана, Северо-восточной Атлантики, ряда районов Арктики).

Стратегическая авиация ВВС США способна по установленному сигналу поднять в воздух и применить по заданным объектам порядка 800-850 КРВБ дальнего действия с обычной боевой частью (ОБЧ). Высокоточные КРМБ и КРВБ - весьма эффективные и в то же время трудно поражаемые средствами ПВО, в т.ч. ЗРК и ИА, средства воздушного нападения, учитывая их весьма малую эффективную отражающую поверхность и высоту полета менее 100 м.

В этих условиях одним из основных средств борьбы с надводными кораблями - носителями КРМБ становится дальняя авиация (ДА), применяющая по ним современные и ближайшей перспективы высокоточные КРВБ, силы противолодочной обороны (ПЛО) флотов и прежде всего противолодочную авиацию, состояние и развитие которой желают быть значительно лучшими, качественными.

Боевое применение высокоточных КРМБ большой дальности наряду с применением высокоточных КРВБ большой дальности, особенно в агрессии США и НАТО против Югославии (1999 г.), открыло в целом новую страницу в теории и практике борьбы в воздушно-космическом пространстве - разработку теории и практики уничтожения современных и перспективных высокоточных КРМБ и КРВБ большой дальности и их носителей (стратегических самолетов, надводных кораблей, подводных лодок) на больших удалениях от государственных границ России и ее союзников.

Небезынтересно напомнить, что в годы Второй мировой войны фашистской Германией было применено принципиально новое оружие - крылатые ракеты (КР) ФАУ-1. Впервые ими был нанесен удар по Лондону в ночь с 12 на 13 июня 1944 г. За время войны только по этому городу было применено 10432 КР ФАУ-1, из них около 7500 были обнаружены и около 4000 (53% обнаруженных) уничтожены средствами ПВО. Этот опыт не потерял своей значимости и в борьбе с современными КРМБ и КРВБ большой дальности.

Важным и весьма сложным направлением борьбы за господство в воздушно-космическом пространстве является поражение (или резкое снижение эффективности работы по предназначению) искусственных спутников Земли (ИСЗ), особенно навигации и связи. Без положительного решения этой сложнейшей проблемы практически невозможно добиться эффективных результатов борьбы за господство в воздушно-космическом пространстве.

Таково общее содержание актуальных направлений в теории и практике борьбы за господство в воздушно-космическом пространстве на ближайшую перспективу и таково в кратком изложении развитие теории и практики борьбы за господство в воздухе в памяти истории.

Все это имеет главным образом практическую значимость, т.к. господство в воздухе - неотъемлемая первостепенная часть вооруженной борьбы. Воюющая сторона, потерявшая господство в воздухе, в современной обычной войне обречена на поражение.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru