Новейшее оружие, изобретенное в ходе Имдинской отечественной войны
// militera.lib.ru
Из корейской книжки 53-го года об Имджинской войне (Ли Чен Вон. Имдинская отечественная война 1592–98 гг. Пхеньян, 1953):
Черепаховый корабль «Кобуксен»
Черепаховый корабль «Кобуксен» — мощный военный корабль, являлся замечательным плодом изобретательства наших судостроителей и сыграл исключительно важную роль в Имдинской отечественной войне.
В своем докладе королю о ходе военных действий после блестящей победы, одержанной над японскими агрессорами у бухты Данпхо, «Разгром японцев у Данпхо», Ли Сун Син писал следующее: [55]
«Я уже давно беспокоился о возможности вооруженного нападения на нас со стороны островных разбойников и уделил особое внимание созданию корабля «Кобуксен». Носовая часть корабля «Кобуксен» представляет собой голову дракона, из пасти которого выглядывают жерла пушек. Вся палуба корабля усеяна бесчисленным количеством острых железных шипов. В то время, как команда корабля, находясь внутри него, имеет возможность хорошо видеть все, что происходит снаружи, извне же нельзя увидеть того, что происходит внутри корабля Таким образом, «Кобуксен» имеет возможность вклиняться в самую гущу вражеских кораблей, обстреливая их из пушек. Я совместно с моими полководцами ворвался на «Кобуксене» в самую гущу неприятельских кораблей и эффективно обстреливал их из пушек «Чен», «Ди», «Хен» и «Хван» (порядковые номера пушек).
В боевом рапорте Ли Сун Сина говорится, что: «...вся палуба усеяна бесчисленным количеством острых железных шипов...», но совершенно не упоминается о том, что весь корпус корабля покрыт броней. Поэтому, вследствие лаконичности боевого рапорта Ли Сун Сина, могут возникнуть сомнения насчет того, что «Кобуксен» являлся бронированным кораблем. Однако в японских исторических записях того времени о морских боях написано следующее:
«Некоторые вражеские корабли были бронированы. Наши орудия были бессильны сделать что-либо против них...»
Эти записи подтверждают факт, что «Кобуксен» был бронированным кораблем. «Кобуксен» являлся первым во всем мире бронированным кораблем, прообразом современных подводных лодок. Он мог эффективно врываться в самый центр вражеского флота и вести эффективную борьбу в тылу врага. Этот корабль являлся грозным оружием, который в течение семи лет боев нанес неприятелю [56] сокрушительные удары. «Кобуксен» являлся плодом гения Ли Сун Сина.
Тут есть в т.ч. карты морских боёв Имджинской войны:
Fortunately, Korea had not yet lost control of the sea. Since an over-land supply route would have cost
too much in time and resources, the Japanese had planned to deliver supplies to
their soldiers in the field by boat as the army moved northwards, making use of
the southern and western coasts for landing. In this, they were disappointed;
the series of naval successes that fell to the sailors of Yi Sun-sin
compensated richly for the losses endured by the beleaguered Korean land
…
// Дальше — www.koreanhero.net
Типа:
http://www.koreanhero.net/en/ViewImage.htm?name=battle_hansando.jpg [not image]
Также там вроде бы есть некие видеоролики (анимация/инсценировка морских боёв???), но у меня они почему-то не открываются.
Вот и такой, оказывается, сайт есть (российскими корейцами, что ли, сделан?) - правда, весьма скудный:
http://www.li-sun-sin.ru/
Отрывок о тактике морского боя Ли Сун Сина:
Морской бой
А вот "корабль-черепаха", напротив, мог развернуться практически на месте. Морской бой проходил примерно таким образом: корейские корабли вступали в противодействие с японскими, а затем разворачивались, как будто спасаясь бегством, и направлялись в открытое море. В определенный момент суда вдруг выстраивались в длинную линию, напоминающую крылья журавля, а два из них меняли направление на 180 градусов и атаковали противника. Этот прием так и назывался: тактика журавлиных крыльев.
"В это время передние корейские суда обстреливали врага из пушек. Затем, подойдя поближе, таранили корабли неприятеля, внося в его ряды неразбериху и не давая перейти в нападение, а затем снова отходили. Адмирал Ли Сун Син всегда отдавал приказ атаковать то судно, которое идет впереди. Тогда остальные корабли также выходили из строя".
Кроме того, японские суда были более легкими, потому что строились из кедра. Корейские же "корабли-черепахи" делались из сосны, поэтому отличались большей атакующей силой. В итоге, японский флот постоянно терпел поражения. А в одной из трех основных морских битв Имджинской войны, сражении при Хансане, корабли под руководством Ли Сун Сина потопили 59 японских кораблей из 73-х.