Интересна и величественна машинная вспашка девственной целины. Шестнадцатилемешный плуг яростно взрывает и переворачивает тяжкие пласты. Обрабатывается сразу участок шириною в полкилометра. На одном его берегу стоит локомобиль, отапливаемый нефтью, на берегу противоположном другой такой же. Между высоких колес на широком брюхе локомобильном, горячем от топки и жирном от масла, приспособлен большой вращающийся барабан-катушка. Похож он на какое-то плоское преувеличенное железное вымя. На барабан наматывается полкилометра стального троса. Тросы обоих локомобилей, стоящих на противоположных берегах участка, прикреплены с разных сторон к одному качающемуся плугу. И каждый локомобиль своим тросом тянет по очереди плуг к себе. Плуг опускает восемь лемехов вниз, вонзает их в землю, а восемь других задирает хвостом кверху под углом в 45 градусов. Когда плуг вплотную подойдет к локомобилю, рабочий поворотом рукоятки высвобождает из почвы лемехи, и они, отряхивая приставшую землю, подымаются вверх. Одновременно те, что были раньше задраны хвостом, опускаются вниз и принимают рабочее положение. И плуг идет, взрывая целину, обратно к другому берегу и к другому локомобилю. Скорость плужного движения довольно значительна. Километров, примерно, пятнадцать в час. Я уселся на плуг и проделал на нем полукилометровый рейс. Мне никогда еще не приходилось совершать более причудливой поездки.
Паровой П. Первые попытки применить паровое пахание относятся к половине настоящего столетия. Прежде всего, пытались устроить такое орудие, которое могло бы свободно перемещаться по полю и тащить за собой орудие для обработки почвы; затем пробовали устраивать паровые машины, в которых плужные части заменялись особыми лопатами. К числу таких самопередвигающих машин принадлежит копатель Проктона, у которого лопаты помещены непосредственно за машиной и приводятся в действие особыми валами. В настоящее время большею частью применяются в паровом пахании особые локомотивы (самодвижущиеся локомобили) от 6 до 30 лош. сил, устраиваемые теперь по системе компаунд, допускающей существенное сбережение в топливе и питающей воде. Обыкновенные локомобили, распространенные в экономиях (для молотьбы хлебов, перемола зерна и проч.), не всегда пригодны для парового пахания, так как оказываются иногда слабо работающими, особенно, если нужно, чтобы П. брал глубоко. Наиболее распространенные конструкции паровых П. с одной машиной (III, фиг. 3) принадлежит англ. заводам Говарда и Фаулера. В системе Фаулера паровой снаряд сам передвигается, когда нужно, по поперечной окраине поля; в системе Говарда — он остается на одном и том же месте, пока не вспашется вся полоса, почему он и называется неподвижною машиною. Существенная принадлежность при локомобиле для паровой вспашки — два больших барабана, на которые навивается канат, привязанный своими концами с противоположных сторон к П. У снаряда Фаулера эти барабаны укреплены под самым локомобилем и вертятся горизонтально; у Говарда эти круги установлены отдельно и в вертикальном направлении. На конце поля, противоположном паровому снаряду-двигателю, устанавливается якорь, состоящий из горизонтального шкива, около которого ходит канат. У Фаулера якорь громадного размера, врезается сам в землю и сам, по мере надобности, от напряжения каната, передвигается; у Говарда якорь очень маленький и неподвижный. Чтобы канат удобнее наматывался на барабаны и не зацеплялся за землю, под него на известных расстояниях подставляются небольшие проводящие валики, по которым он удобно скользит. В последнем отношении много выигрывает сравнительно с говардовским снаряд Фаулера, так как он захватывает в ширину не более сажени, между тем снаряд Говарда раскидывается на пространстве по крайней мере на половину десятины и даже более, т. е. на все пространство, которое должно обработать орудие, не сдвигая локомобиля. Кроме значительного числа проводящих блоков, снаряд Говарда требует также большого числа якорей, а именно 4 (вместо 1 у Фаулера), располагаемых по углам обрабатываемого участка (соединенные канатом они составляют как бы круг, откуда другое название этой системы — круговой (III, фиг. 5). Большой расход на рабочих и на канат считается недостатком системы Говарда. Зато система Фаулера имеет свой недостаток; к его локомотиву нужен постоянный перевоз с места на место воды и топлива. Наиболее быстро паровое пахание при двумашинной системе (III, фиг. 4). Сущность ее характеризуется употреблением в дело двух локомотивов, помещаемых вдоль краев обрабатываемого поля. Каждый локомотив имеет по барабану, на который навертывается канат из стальной проволоки, другим своим концом укрепленный за П. Работа заключается в том, что П. попеременно подтягивается канатом то к одному, то к другому локомотиву, которые в свою очередь от поры до времени перемещаются на ширину пласта по обочинам поля. Одно из изменений этой системы заключается в том, что одновременно пускаются в действие два пашущих орудия. Каждое из них доходит только до середины поля, а затем возвращается обратно.
Несмотря на кажущуюся простоту такой одномашинной системы, двухмашинная пахота была значительно производительнее и потому имела большее распространение. Она позволяла увеличить дневную норму вспашки до 8 — 10 десятин, т. е. была в 4—5 раз больше, чем при конной пахоте.
A.1.> Но вот основной спектр агротехнических работ - (особенно в главной специализации российского сельхоза - зерновом хозяйстве) мог обеспечить только трактор.