Divergence> Но это не отменяет факта, что Покрышкин категорически отказался от Ла-7.
Но не потому, что его не устраивали ЛТХ самолёта. Прочитайте хотя бы "В паре с "сотым", там хорошо описано, как Покрышкин и Голубев ездили в начале 44-го к
Лавочкину
- Да! - вдруг оживился Покрышкин, обращаясь ко мне. - Главком предложил нам съездить в КБ к Лавочкину, посмотреть его новый истребитель, принятый на вооружение наших Военно-Воздушных Сил. Сказал, что в скором времени получим эти машины...
Утром следующего дня мы уже были гостями выдающегося советского авиаконструктора. Лавочкин очень тепло, радушно встретил нас, пригласил к себе в кабинет и сразу же перевел беседу в деловое русло. Речь шла о наиболее удачной конструкции фронтового истребителя. Каким он видится нам? Чего еще не учли конструкторы, какими летно-тактическими качествами должна, по нашему мнению, обладать машина, какое требуется вооружение. Конструктора интересовали самые разнообразные вопросы, и мы поняли, что мысленно он уже создал не одну идеальную конструкцию истребителя - высокоскоростного, с мощным вооружением, легкого в управлении, маневренного и неуязвимого.
Но мы знали и другое: мысль опережает технические возможности производства, укладывает конструкторский замысел в строгое "прокрустово ложе" реальности. Мы уже знали, что Ла-5 - отличная машина, отвечающая высоким современным требованиям боя на вертикалях и виражах, что она хорошо оснащена и вооружена. Нам предстояло изучить здесь матчасть и облетать самолет.
Мы побывали в заводских цехах, с интересом знакомились с производственными процессами. В одном из цехов мы увидели машину, несколько отличавшуюся от Ла-5. Сопровождавший нас конструктор, объяснил:
- Это Ла-седьмой. Придет на смену "пятерке". Мы с Покрышкиным переглянулись: значит, верно мы подметили в Лавочкине страсть искать, творить, создавать новое, лучшее!
...На аэродроме стоял неумолчный гул моторов. Вот один из Ла-5 стремительно побежал по бетонной дорожке и, оторвавшись от нее, стал набирать высоту. Как хотелось быть сейчас на месте летчика-испытателя, "чувствовать" понравившуюся нам машину, пойти на ней в бой.
Конструктор, словно угадав наши мысли, сказал: - Вам, ребята, лучше было бы поехать в Горький и там полетать на такой машине. Дело в том, что там есть УЛа-5, вас "провезут", а затем полетаете сами.
Доводы конструктора были резонны и неоспоримы. Решили: отправляемся в Горький.
...
В Горьком мы изучили Ла-5, затем нам дали по два-три провозных на УЛа-5, и вот мы с Александром Ивановичем занимаем места в кабинах Ла-5ФН и один за другим взлетаем. Машина ведет себя отлично. Мотор мощный;
Истребитель легко слушается рулей. О чем еще может мечтать боевой летчик?!
Совершили несколько полетов по кругу, по одному полету в зону. На этом наша "учеба" закончилась. Получили два новеньких самолета УЛа-5 - и взяли курс на Москву.
А вскоре на одном из УЛа-5 мы вылетели домой - в Черниговку.
И никаких претензий в этот момент у Покрышкина не было, ничего против перевооружения на самолёты Лавочкина он после опробования Ла-5ФН не имел. Претензия потом возникла одна — отсутствие носового колеса, что повлекло за собой гибель Клубова на посадке. Всё!
Кстати, УЛа-5 так и остался в полку, в этой же книге Голубев дальше упоминает, как перегонял его под Берлином с аэродрома на аэродром.
Divergence> Остальное лирика.
Прекратите сову на глобус натягивать, лирик!