На самом деле фильм про другое и Тарантино не был бы Тарантино, если бы просто снял блэксплуатешн без твиста. Твист «Джанго» в том, что это фильм про честь, в котором честью обладают лишь двое героев (оба — белые мужчины), а негры, включая Джанго, находятся на таком уровне развития, что не осознают даже саму постановку вопроса (не осознают как в самом фильме, так и в кинотеатре, двойная Тарантиновская ирония).
Но это же фильм Тарантино. Поэтому Шульц достает бумажник И ПЛАТИТ безумную сумму за жену (как нам показывали раньше, он исключительно сторонник закона). Кэнди чувствует себя отмщенным, на глазах изумленного зрителя, ожидавшего бойни, стороны подписывают документы. Жена Джанго свободна, конфликт разрешен, но...
Но мистер Кэнди решает зафиксировать свою моральную победу над Шульцем и просит его пожать руку. «Здесь на юге сделки без рукопожатия недействительны». Всего лишь пожать руку. Пустяк. А у Шульца перед глазами сцена, как собаки рвут того беглого негра-раба. И именно этот момент, момент в библиотеке, момент с рукопожатием — настоящий пик конфликта. Два белых мужчины, два человека с подчеркнутой щепетильностью к вопросам чести (каждый из них в диалогах делает акцент на том, что действует исключительно в рамках закона). Один победил — он заставил гуманиста Шульца принять рабские правила игры. Второй проиграл — ему не удалось обдурить работорговца (в рамках закона!), и он становится его соучастником, его партнером в работорговле. И финальный момент, финальный бой — рукопожатие. Шульц пожмет руку — Шульц проиграл. Шульц выберется без рукопожатия — Шульц выиграл, Кэнди не удалось его доломать.
Диалог вокруг рукопожатия, предельно учтивый, но почти взрывающийся от скрытой ярости — лучший момент «Джанго». Про русского демократа Чернышевского кто-то писал, что в его «Что делать?» огромное внимание уделено тому, кто как вошел, кто как кому и сколько раз поклонился.
Сцена в библиотеке с рукой — это оно, это европейская, а не американская культура, тот уровень щепетильности и чести, на который дубовые «мериканцы» неспособны. Тарантино в этой сцене буквально разрывает американский простецкий логос, выходит за пределы голливуда к Старым Мастерам. Толпа вооруженных до зубов мужиков. И двое джентльменов в библиотеке, один из которых жеманно кушает тортик, настаивая на рукопожатии.
Торт, который ест Кэнди, называется «белым тортом». Требуемое рукопожатие тоже, наверное, можно назвать «белым тортом», лакомством белых мужчин. Джанго, несмотря на то, что стоит за дверью, в нравственном отношении находится в соседней галактике, в принципе не понимая суть конфликта. Как ее не поняли и отечественные «телезрители».
Шульц, осознав, что от рукопожатия Кэнди не отступится, что его буквально принуждают лишиться чести, оказав акт чести недостойному человеку, делает единственное, что мог бы сделать классической герой европейской аристократической культуры. Стреляет Кэнди прямо в сердце. Шульца тут же сносит выстрелом охранник Кэнди, и начинается совершенно необязательная мясорубка еще на 40 минут, по результатам которой Джанго всех убивает, хотя фильм уже закончился и это так, «дополнительные материалы».