Опаньки. Вот это таки неприятно, и может быть ощутимо.
Санкции грозят авиакомпаниям РФ потерей половины парка
ЕС принял беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли, которые на практике лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов запрещены, а уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю в течение месяца. По словам экспертов, запрет ремонта и страхования заблокирует даже те самолеты, которыми авиакомпании владеют напрямую. С учетом вероятных аналогичных мер США российский рынок может лишиться более половины всех гражданских самолетов. Возможно, власти РФ запретят авиакомпаниям возвращать самолеты лизингодателям, но такая конфискация поставит крест на любых дальнейших взаимоотношениях.
Власти Евросоюза приняли решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. По данным “Ъ”, пакет санкций был утвержден по итогам совещания у премьер-министра Ирландии Михола Мартина (в юрисдикции этой страны зарегистрирована большая часть парка европейских самолетов) при участии крупнейших международных лизингодателей. На встрече был утвержден наиболее жесткий пакет ограничений: полный запрет распространяется не только на новые, но и старые контракты (с переходным периодом до 28 марта), что означает, в частности, уход из России или невозможность полноценной эксплуатации всех самолетов Airbus. Собеседники “Ъ” ожидают, что США примут аналогичные меры в отношении самолетов Boeing.
По данным “Ъ”, решение S7 о временном прекращении полетов в Европу 24 февраля связано с опасениями изъятия бортов. В компании не прокомментировали это.
По последним данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в $10 млрд. Всего, согласно транспортной стратегии РФ, в 2020 году авиакомпании РФ эксплуатировали 1,29 тыс. самолетов всех типов и 2,26 тыс. вертолетов. Самолетов зарубежного производства на тот момент насчитывалось 824 (64%), вертолетов — 1,459 тыс. (36%).
По словам одного из источников “Ъ”, лизингодатели вплоть до подведения итогов совещания рассчитывали исключить из документа расторжение действующих контрактов и оставить их в силе.
«Решение не имеет прецедентов по масштабам»
Решение не имеет прецедентов по своим масштабам в истории международного авиализингового бизнеса, отмечает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Оно будет иметь тяжелые последствия и для европейских компаний, говорит он, поскольку они смогут оперативно найти клиентов только на грузовые самолеты. Пристроить остальные борта будет затруднительно с учетом сохраняющихся в Европе антиковидных ограничений и невосстановленного авиасообщения. Эксперт также сомневается, что данные санкции могут быть смягчены или вскоре отменены.
Санкции в транспортной сфере выглядят сверхжесткими, согласен эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, запрет исключительно поставок и лизинга новых самолетов ближайшие несколько лет не стал бы критичным: в России достаточно большой и современный парк, который может эксплуатироваться продолжительное время без модернизации.
Но в принятом виде глобальную угрозу представляет пункт о запрете техобслуживания и поставки запчастей и комплектующих для авиапроизводства.
Ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета, отмечает господин Борисов. «Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ-100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих»,— добавляет он. Предыдущие санкционные ограничения, продолжает он, серьезно стимулировали российских производителей, которые продвинулись в авионике или производстве композитов. Но как быстро на этот раз авиапрому удастся компенсировать полный запрет поставок, особенно микроэлектроники,— большой вопрос, подчеркивает эксперт.
Вероятность, что США вслед за ЕС не примут аналогичные меры, невысока, предполагает Федор Борисов. В таком случае решение ЕС дало бы слишком большие преференции Boeing. «Полагаю, к сожалению, что США займут солидарные позиции»,— заключает он.
Суперджетов хватит заменить хотя бы половину выбытия хотя бы за полгода? Ясно, что нет. Наращивать авральным порядком производство (как и ускорять сертификацию МС-21) - небезопасно.
Хотя, наверное, сейчас пойдут схемы ре-лизинга через третьи страны. Или перекупка б/ушных бортов (благо, свободные в мире должны быть после пандемийного проседания авиаперевозок). Но вот обслуживание...
Срочно закупать Эмбраеры??? Пока на них не успели надавить. В принципе с учётом падения рынка авиаперевозок и продаж техники, наверное, продадут. Но и там часть комплектухи может попасть под санкции.
Они, конечно, не той вместимости, но хоть что-то, про запас.
Из смягчающих факторов. Внешние авиаперевозки и так просели из-за пандемии, а теперь из-за разных запретов еще снизятся (ну в пандемию даже полезно) - на внутренние рейсы кое-как бортов может и хватит. И, можно предполагать, станут наращивать ж/д сообщение?
Но вообще с таким распространением новых санкций на уже действующие контракты - реально можно до прекращения поставок газа дошутиться.