Вслед за GameStop непрофессиональные инвесторы устроили похожие атаки на другие непопулярные компании — например, сеть кинотеатров AMC, Nokia, BlackBerry и других, резко подняв стоимость их акций на десятки и сотни процентов.
«Битва Reddit с Уолл-стрит» стала интернет-феноменом. Если до активной фазы конфликта в конце января реддиторы скупали акции в шутку, а инвесторы высмеивали «дурачков из интернета», то сейчас всё переросло в противостояние между интернет-пользователями и рынком ценных бумаг, а эксперты считают, что прецедент с GameStop грозит переменами всему фондовому рынку.
Многие инвесторы, которые пришли на биржу в последние два года, на прошлой неделе впервые пережили коррекцию. И хотя по историческим меркам ничего необычного не произошло, вопрос о том, является ли эта коррекция предвестником более серьезного падения, активно обсуждается. Какие аргументы есть у обеих сторон и в чем их главное расхождение?
Что случилось
В понедельник на прошлой неделе индекс S&P 500 впервые с начала пандемии официально испытал коррекцию, снизившись более чем на 10% от своих максимумов, зафиксированных 3 января. Индекс Nasdaq-100 с большей долей быстрорастущих компаний ушел в зону коррекции еще 20 января.
В том, что коррекция произошла сейчас, нет ничего удивительного, учитывая, что теперь рынки ожидают от ФРС уже четыре повышения ставки в текущем году. Еще летом прошлого года в цены не было заложено ни одного повышения в 2022 году, говорится в вышедшем в среду отчете Goldman Sachs (есть у The Bell). Ожидания по росту ставок резко выросли в результате публикации 5 января протокола декабрьского заседания ФРС и выхода 12 января данных о том, что инфляция в США продолжает ускоряться быстрее прогнозов.
Что дальше
Самый важный вопрос для глобальных инвесторов по итогам этой недели — усилится ли коррекция на американском рынке и перейдет ли она в «медвежий рынок». Аналитики Goldman Sachs считают, что этого не произойдет, хотя и соглашаются с тем, что важнейший риск для рынка связан с высокой оценкой компаний, особенно в условиях роста ставок. Но несмотря на то, что рынок стоит дорого, рекордно низкие в исторической перспективе ставки, по мнению банка, оправдывают высокие оценки будущих денежных потоков относительно ВВП.
Эта модель блестяще работала с 1925 года: коэффициент корреляции, по данным GMO, составляет 92%. Она ошиблась в предсказании будущей доходности только дважды: в 2000 году во время пузыря доткомов и сейчас. Грэнтем считает, что примерно тот же суперпузырь, когда оценки акций взлетают вверх независимо от фундаментальных показателей, наблюдается и сейчас. О сходствах ситуации перед пузырем доткомов и нынешней мы рассказывали здесь.
Во-первых, инфляция требует дальнейшего повышения ставки ФРС — теперь все ожидают, что в марте регулятор поднимет ее еще на 0,5 п. п. с нынешних 4,75%, и возможно, этого тоже будет недостаточно. Bank of America в отчете, опубликованном на минувшей неделе, видит пик ставки ФРС на уровне 6%. Кое-то ждет 6,5% и даже 8% — как, например, старший аналитик Macro Hive Доминик Двор-Фреко, бывшая научная сотрудница Федерального резервного банка Нью-Йорка. Она просто напомнила старое «правило Тейлора»: при повышении инфляции на 1 п. п. номинальная процентная ставка должна быть увеличена более чем на 1 п. п. А сейчас инфляция в США — 6,4%.
В любом случае повышение ставки будет давить на весь долговой рынок — как корпоративных, так и государственных бондов, толкая доходности вверх, а цены, соответственно, вниз. Это настоящий кошмар и для держателей облигаций, и для заемщиков, включая американское государство — обслуживание долга для него стремительно дорожает. В последнем квартале 2022 года правительство США потратило рекордные 213 млрд долларов на выплату процентов по своему долгу — это на 30 млрд больше, чем кварталом ранее, и на 63 млрд больше, чем годом ранее. И это только начало: постепенно старые долги под 0% будут замещаться все большим объемом новых под 4, а то и 5%.
Во-вторых, США не могут больше жить на широкую ногу, как раньше: они снова уперлись в потолок госдолга, и сейчас республиканцы и демократы яростно торгуются друг с другом по поводу повышения этого потолка.
Крупнейшие держатели американского госдолга — Япония и Китай, на них приходится почти 2 трлн из 7,3 трлн долларов, которые сейчас держат нерезиденты (см. график 4). И весь последний год они планомерно сокращают свои вложения в госбумаги США: Япония скинула бумаг на 124 млрд, Китай — на 170 млрд долларов. Причины разные. У японцев из-за монетарного безумия (страна все еще проводит QE и печатает деньги) закономерно валится курс иены, и они пытаются поддержать его, тратя резервы.
Expensive US equities are flashing a warning sign that could see the S&P 500 sliding as much as 26% in the first half of this year, according to Morgan Stanley strategists.
The Economist
Инвесторы верят, что рецессии удастся избежать. Почему велик риск ошибки
Рост на американском рынке акций свидетельствует об оптимизме инвесторов. Однако похожие экономические условия в прошлом могут говорить о том, что избежать рецессии почти невозможно
Ситуацию, когда центральным банкам удается спасти экономику от перегрева, при этом избежав рецессии, обычно называют мягкой посадкой. Впервые эту фразу использовал в 1973 году Джордж Шульц, который был на тот момент министром финансов США. Как раз тогда, однако, все пошло не по плану. Вскоре после этого заявления начался спад в экономике, а инфляция бушевала в стране до конца десятилетия. Окончательно рост цен был остановлен при главе ФРС США Поле Волкере, но только после серии рецессий, вызванных повышениями ключевой ставки, и роста безработицы до максимумов со времен Второй мировой войны.
Шульц, конечно, чудовищно ошибался, но это не должно никого удивлять. Как отметил Майкл Кантровиц из инвестиционной компании Piper Sandler, инвесторы обычно ожидают мягкой посадки, когда цикл ужесточения ключевой ставки подходит к концу. То же самое происходит и сейчас. С октября индекс компаний США с крупнейшей капитализацией S&P 500 вырос на 16%. Индекс цен Bloomberg на корпоративные облигации инвестиционного класса — на 9%. Опасения по поводу рецессии, которые звучали всего несколько месяцев назад, как будто остались в прошлом.
Президент США Дональд Трамп заявил, что Соединенные Штаты введут 100% импортные пошлины на товары стран, входящих в объединение БРИКС, если они попытаются заменить доллар в международной торговле.
"Любая страна, которая решится на такой шаг, столкнется с высокими тарифами и потеряет доступ к американскому рынку", – подчеркнул Трамп.
Его заявление прозвучало на фоне растущих дискуссий о возможном снижении роли доллара в глобальной экономике.