Bod> ИМХО, ты не прав. Скажем, первая попавшаяся ссылка.
Нет технических предпосылок к убыточности пассажирских ж.д. перевозок. Они могут быть менее прибыльны, чем грузовые, но убыточными им быть не с чего.
1) меньшие энергозатраты на тоннокилометр и пассажирокилометр. Обусловлены они а) меньшим сопротивлением качения ж.д. колес - жесткие колеса (сталь), жесткая дорога (сталь), малое пятно контакта. б) более ровными дорогами как по микронеровностям (ямам), так и меньшими уклонами.
2) более простая конструкция подвижного состава. В автомобильном и авиатранспорте, каждый "вагон" оснащен собственными двигателями, трансмиссией, системой управления. В поезде - только локомотив.
3) больший ресурс подвижного состава (30-50 лет), обусловлен пп. 1 и 2.
4) больший ресурс железной дороги (500 млн тонн и более до ремонта) по сравнению с шоссе, а стоимость строительства ж.д. пути ниже, при равной пропускной способности.
5) меньшее количество персонала - в электричке это два машиниста на 1000-2000 человек. В поезде дальнего следования количество проводников на пассажира примерно такое как на самолете, а количество машинистов тоже два, как и пилотов. При этом численность паксов сравнима с очень большим авиалайнером. Причем требования к ж.д. персоналу менее жесткие. Обслуживание подвижного состава проще и дешевле чем в авиации. Правда время в пути поезда больше, но в авиации очень большое время занимает посадка и поездка в аэропорт. Хотя с дальним авиалайнером поезду трудно конкурировать, но не забываем, что поезд проезжает через туеву хучу мелких станций (города, деревни), а если поезд заменить самолетом, то понадобится местная авиация, у которой затраты намного больше чем у дальних лайнеров.
По сравнению с автобусом - я ехал в Омск 7 часов. Количество пассажиров в автобусе от 20 до 40, а водителя целых два. При этом никто не жаловался на убыточность.
6) оптимально используемая пропускная способность дорог благодаря графикам движения, авиация тоже может этив позвастаться, а автотранспорт - нет.
Таким образом убыточность лежит в организационной плоскости и питается фактом естественной монополии ж.д. транспорта.