От чего лучше идти. Видимо от революции. Что началось после нее (а точнее после гражданской войны). На заводах и прочем нужны были рабочие руки. Люди поехали в города, что сильно обострило жилищную проблему. Чтобы как-то ее решить началась программа по уплотнению. То есть к жителям насильно подселяли все новых и новых людей. Как это было можно прочитать, например, в "Собачьем сердце" Булгакова. А из другого его произведения можно узнать, что квартирный вопрос уже тогда испортил человека. Что бы все это узаконить также начинают снижать норму по площади на одного человека. Собственно с этого момента у нас и появляется такое понятие как коммунальная квартира.
Параллельно всему этому идет определенная битва с некоторым застоем в строительстве. Впрочем эта битва началась как раз не у нас. Ведь как строили раньше? Собственно можно в Питере на все это хорошо посмотреть. Были дороги. Как бы Стенами этих дорог и были стены домов. То есть ориентации домов была привязана к ориентации дорог. Толщину дома слишком большой сделать нельзя. В результате дом часто представлял из себя квадрат. Внутри которого был двор, а внешние стены были ориентированы по дорогам. Квартиры распределялись
по престижности. Наиболее престижные выводились на дороги, менее престижные (или комнаты прислуги) выходили во двор.
Как-то так
Номер 1 - типичный жилой квартал конца XIX - начала XX в
Если повезло, то был номер 2. Но это уже позже. Также, для примера, можете на Париж полюбоваться. Во вложении.
Какие были проблемы у этой компоновки? В первую очередь гигиенические.
Аэрация при сплошной застройке оставляла желать много лучшего, кроме того, часть внутреннего пространства квартала постоянно находилась в тени.
Для решений проблем с аэрацией стали разбивать дома. Номер три на рисунке.
Но это была полумера. Плюс не решала проблем с солнцем. Ведь очень хотелось, чтобы Солнце могло заглянуть в окна жилого дома. Скажем, при северной ориентации это было сделать не просто.
Так и появилось первое решений данной проблемы. Так называемая строчная застройка. По ней дома нужно ориентировать по нормали к Солнцу. По сути, по мередиану. Ее еще иногда называют меридианной застройкой. Номера 4,5,8 на схеме.
Дома должны были строиться с шагом между ними. Все это кардинально решало проблемы с аэрорацией и инсоляцией. Но ведь дороги не должны были так ориентироваться? А зачем вообще привязывать к дорогам? Лучше дороги оставить на своем месте, дома построить как оптимально, а пространство между ними закрыть парками.
Вот, для примера, проект 1931 года
А вот реальный квартал построенный Эрнстом Майем
Также было предложено разделять заводскую и жилую часть. Чтобы они не пересекались. А между ними посадить парки. Концепция города-сада. До этого все строили вперемешку.
Вот какие были градостроительные планы уже в 20х годах. Причем это еще были зарубежные планы. Но наши конструктивисты тоже быстро их подхватили. И придумали новые.