AGRESSOR> Не от самого давления, а от "пятна контакта", которое увеличивается при снижении давления -
Да, конечно, размер "пятна" (отпечатка) это очень весомый фактор.
Но совершенно не факт, что единственный. Причин потерь энергии в колесе несколько и, повторюсь, "расцепить" их очень сложно.
Вообще (ИМХО, на взгляд неспециалиста) потери теоретически можно разделить на несколько основных классов - потери трения (внутренние - напр., нити корда трутся друг о друга и о резину и внешние - колесо о дорогу) и потери неадибатичности или гистерезиса (в них входит нагрев воздуха и пружин при сжатии). Величина последних зависит от температуры окружающего воздуха и теплоотдачи, а не только давления.
Конечно, тот же размер пятна влияет как на "прямые" потери (грубо, колесо будто вынуждено постоянно вкатываться на ступеньку, что создаёт эффективную силу сопротивления движению), так и на потери трения в протекторе (нити корда трутся друг о друга и о резину). Но разделить их, эти потери, друг от друга и от неадиабатических, и независимо определить их величину - достаточно тяжело. Может быть, в совсем современных работах как-то можно получить их из моделирования, но никогда ничего подобного не встречал. Также трудно вытаскивать такие данные из эксперимента. Можно, конечно, снимать характеристики при разных температурах воздуха, и даже при разных температурах воздуха внутри колеса - но тут и характер обдува сильно повлияет, да и температура ведь влияет и на свойства резины и пр. у протектора. Хрен это всё расцепишь - кто за что в ответе.
AGRESSOR> Если сделать шину менее эластичной, более держащей свою форму вне зависимости от давления, то влияние давления будет сказываться сильно меньше.
Тоже верно, но это сразу уменьшит её амортизирующие свойства.
Так-то конечно - железные колёса по рельсам еще меньший коэффициент сопротивления качения имеют
AGRESSOR> Мне кажется, все эти забавы с безвоздушными шинами имеют смысл только для грузовиков. Для обычных машин легкового типа, при их типичных скоростях, будет слишком большая неподрессоренная масса колес
Ну это ИМХО как раз неочевидно. Будет ли эта масса вообще больше или нет - сильно зависит от многих обстоятельств.
Всю систему амортизации ИМХО тоже наверняка надо будет перепроектировать - это ж сложнейшая колебательная система со многими степенями свободы, большим количеством собственных частот, и от величин этих частот зависит, как разные колебания взаимодействуют друг с другом, как их демпфировать и пр. А у "пружинного" колеса наверняка собственные частоты и прочие колебательные характеристики будут другими.
AGRESSOR> И все ради чего? Ради заработков компаний-производителей шин и оснастки для шиномонтажа?
Тут ИМХО скорее наоборот - шиномонтаж потеряет деньги.
А выгода есть очевидная и не очень очевидная.
Очевидная - это больше не болит голова о том, что колесо можно проколоть. Также есть некоторый шанс, что в целом сопротивление качения, может быть, удастся несколько снизить. Ну может и нет, хз.
Неочевидная - если риск проколоть колесо свели к нулю, то больше не надо возить ни запаску, ни домкрат, ни монтировку (не, ну монтировку, конечно, лучше оставить
). Разгрузка вроде и небольшая, но это ж балласт - нужен раз-два в год, а возишь постоянно. Т.е. это и экономия топлива, и пусть мелкое, но влияние на колебательные характеристики автомобиля.
Может быть (а может быть нет, хз) - опять же, сугубо непрофессиональное ИМХО, а там ведь дебри - у таких колёс можно улучшить еще какие-то важные характеристики, типа профиля колеса (влияет характер его сцепления с дорогой при скольжении-поворотах и пр.), форму отпечатка ("пятна контакта") и т.п. Распределение сил по отпечатку.
Все эти вещи не независимы, тришкин кафтан, выигрываешь в одном, проигрываешь в другом, и у баллонных колёс они связаны одним образом, а у пружинных - другими закономерностями, вдруг они могут позволить более оптимальное сочетание?
Ну то есть что я хочу сказать. Система-то очень сложная и взаимоувязанная, если на первый взгляд ты меняешь всего-то один параметр - на самом деле это не сводится к изменению только лишь одного этого параметра. Может быть очень большая цепочка с неочевидными последствиями (и в плюс, и в минус).