http://www.gazeta.ru/2006/07/05/oa_206865.shtml
Скандальный законопроект «О персональных данных», предлагавший нумерацию всех граждан и создание досье на каждого, дошел до второго чтения полностью переписанным. Из него вычеркнули два самых «опасных» пункта. Однако эксперты уверены, что отказ российской власти от слежки за гражданами – явление временное.
Закон «О персональных данных»
Законопроект «О персональных данных» был принят депутатами Госдумы в первом чтении в ноябре 2005 года. Он вводит общие унифицированные требования к сбору и обработке персональных данных физических лиц...
В среду Госдума приняла во втором чтении нашумевший законопроект «О персональных данных», смысл которого, как уверяли разработчики, в упорядочении сбора и обработки персональных данных физических лиц. Многомесячные обсуждения и споры экспертов и депутатов позволили наконец определиться с концепцией закона, преодолевшего первое чтение еще 25 ноября прошлого года. Правда, включить закон в повестку дня пленарного заседания Госдумы решились лишь накануне обсуждения. Удержать нижнюю палату парламента от рассмотрения законопроекта в среду его противники не смогли.
Согласно первоначальному варианту, каждому гражданину страны собирались присвоить личный номер во всех базах данных.
Номера граждан предлагалось вносить в специальный единый регистр населения. С помощью этого списка при необходимости по личному номеру человека можно было бы отследить всю информацию о нем, имеющуюся во всех структурах и компаниях, собирающих сведения. Для самих граждан, уверяли авторы, это было бы полезно тем, что все сведения о них были систематизированы. Например, если человеку стало плохо, спасательные службы могли бы сразу получить его полное медицинское досье, узнать, где он живет и как найти его близких. Кроме того, говорили авторы, собрав все данные воедино, государству было бы проще защищать частную информацию и наказывать за ее утечки нерадивых владельцев баз.
Другая часть законопроекта оговаривала создание еще одного списка – технического плана. Туда предполагалось вносить информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные граждан.
Несмотря на то что депутаты принимали внесенный правительством России проект о единой базе данных под благовидным предлогом защиты россиян от разнообразных и хаотичных сборов частной информации, критики сразу окрестили его «законом о слежке».
Но ко второму чтению законопроект существенно переписали, убрав из него самые скандальные пункты.
В частности, из проекта вычеркнут пункт о создании мегабазы (централизованной системы учета данных россиян), тем самым сведя на нет разговоры о перспективе всей страной оказаться под колпаком у «большого брата».
Нет в документе и напугавшего многих слова «идентификатор». В предыдущей редакции это понятие трактовалось как пожизненный личный номер гражданина. Наибольшее неприятие идентификатор вызывал у людей верующих, которых перспектива быть пронумерованными, да еще и пожизненно, совсем не радовала. К тому же несогласные упирали на то, что нумерация навевает ассоциации с концлагерем и, по сути, унизительна. (При этом, правда, никто не вспоминал, что под понятие идентификатора уже и так подпадают и ИНН, и страховой номер в системе обязательного пенсионного страхования.) Поэтому в нынешней редакции разработчики спаслись от критики обтекаемой формулировкой «персональные данные должны храниться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных» – иначе говоря, идентифицировать его.
Теперь в тексте подробно разъясняется, что такое персональные данные.
Согласно определению, это «любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая его фамилию, имя, отчество, год и место рождения, адрес места жительства, сведения о семейном, социальном, имущественном, служебном положении, образовании, профессии, доходах» и так далее.
Точно так же расшифрованы и другие понятия, использующиеся в документе.
Отдельная статья законопроекта посвящена правам конкретного человека, о котором собрана информация.
Собирать данные о гражданине разрешается только с его согласия.
По закону каждый человек должен знать, где и что о нем хранится, и иметь возможность запрашивать эту информацию. Кроме того, можно требовать от оператора уточнения своих персональных данных, а в некоторых случаях их блокирования или уничтожения. Причем, сделать это можно по запросу. Запрос может быть направлен в электронной форме за электронно-цифровой подписью.
Конечно, как и ожидалось, в переписанном законе упор сделан на защиту граждан от несанкционированного сбора и разглашения информации, которая на них собрана.
(С необходимостью защищать персональные данные и регулировать эту сферу с помощью закона соглашались даже ярые противники законопроекта.) За утечку информации из базы данных будет отвечать ее зарегистрированный владелец, и ответственность предполагается административная, хотя не исключено, что ее позже дополнят уголовной. Под запретом и несанкционированный сбор информации.
Согласно откорректированному тексту в законопроекте останется лишь реестр информационных систем, в которых обрабатываются персональные данные (речь идет как о государственных базах: налоговой, пенсионной, ГИБДД и т. д., а также всевозможных частных, например, сотовых операторов, магазинов с дисконтной системой).
А надзирать за операторами по сбору информации и аккумулировать жалобы граждан будет некий «уполномоченный государственный орган, который определит правительство». Предполагается, что штат новой организации составит 30–50 человек. Все компании, осуществляющие сбор персональных данных, должны будут зарегистрировать свои базы в «специальной уполномоченной организации» не позднее 1 января 2008 года. А сами информационные системы должны быть приведены в соответствие с требованиями закона не позднее 1 января 2010 года.
В третьем чтении законопроект собираются рассмотреть уже в пятницу.
Правда, по словам экспертов, расслабляться гражданам еще рано.
Дело в том, что из текста законопроекта следует, что «в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения» – то есть частные данные все-таки смогут собираться. Правда, это, как прописано в поправках к документу, будет предметом уже совсем другого закона.