Среди городского транспорта одно из первых мест занимает метрополи-
тен. Идеология светотехники метрополитенов была заложена еще в далекие
30-е гг. прошлого века архитектором первой станции метро С. М. Кравецом.
В своей статье он писал: «На оформление внутренней планировки вагона,
кроме повышенных к нему требований, вытекающих из статического харак-
тера пребывания в нем пассажиров, неизбежно должно оказать известное
влияние и то, что пассажир метро в пути лишен заоконного пейзажа и все
его внимание … невольно сосредоточивается на оценке этого внутренне-
го оформления. Это накладывает особую ответственность как на компози-
ционную часть всех деталей, так и на качественную сторону материалов,
а в особенности работы. Здесь нет надобности в «шике» вагонов-ресторанов
и «международных» вагонов, но в то же время недопустим убогий подход
к разрешению внутреннего оформления, подобный тому, какой имеет место
в вагонах электрифицированных железных дорог. Намечаемые архитектур-
ные детали и членения необходимо осуществить из полированного дерева,
все металлические части должны быть никелированы, стекло должно быть
обязательно зеркальным, диваны, если будут жесткими, лучше всего сделать
из дуба, чтобы избежать соблазна окраски (что всегда дешевит впечатление)
и для меньшей амортизации. Освещение вагона намечается весьма обильным
и решается дифференцированно для сидячих и стоячих мест. Первые получа-
ют ряды бракетов над окнами, на боковых стенках, вторые же – 2 ряда ламп
на потолке вагона. Все источники освещения защищены от непосредствен-
ного слепящего действия, и лишь на первое время намечайте из имеющихся
в распоряжении ВЭО образцов, в дальнейшем же вся осветительная арматура
вагонов будет изготовляться по специальным для метро моделям»
Но проходит время, и на смену профессиональным метростроевцам при-
шли люди с опытом работы на железной дороге. При этом изменилась и кон-
цепция освещения метрополитена.
...
Источники света, воздействующие на глаза машиниста, имеют разный
спектральный состав и уровень интенсивности, а также вызывают эффект
«набегающего градиента яркости» при движении поезда. В такой световой
среде глаз машиниста находится в постоянном стрессовом напряжении.
«В 2015 г. более 500 работников, связанных с безопасностью движения по-
ездов, после проведения медицинских осмотров не были допущены к рабо-
те. Согласно законодательству РФ, такие работники не могут допускаться
к работам по своему профилю. Московский метрополитен не расстается
с такими сотрудниками, а предлагает им альтернативную работу. Перепод-
готовка, обучение и повышение квалификации в таком случае осуществля-
ется за счет предприятия», – говорится в сообщении профсоюза Москов-
ского метрополитена. За счет средств Московского метрополитена с 2015 г.
проведено 15 операций по лазерной коррекции зрения у машинистов [8.5].
Сами машинисты говорят, что их работа выматывает не физически, а мо-
рально – темнота тоннеля, усыпляющая качка, монотонность и резкие
вспышки света на станции [5.84].
Модернизация освещения столичной подземки не радует и москвичей.
Виной тому стали инновационные энергоэффективные лампы, установлен-
ные на станциях метрополитена. Например, на станции Фрунзенская в исто-
рические светильники вмонтировали новые лампы. Из-за их яркого, но при
этом мертвенно бледного света, декор станции как будто выцвел. На ради-
альной станции Парк культуры попадаешь вообще как в загробный мир.
Здесь освещение примерно такое же, как в операционной. Неуютный свет
на Кропоткинской – это результат не только холодного спектра излучения,
но и несоответствия размеров новых ламп, пришедших на смену приборам
накаливания. Они имеют продолговатую форму и не помещаются в те ме-
ста, которые для них отведены на колоннах.
©
В.А. Капцов, В.Н. Дейнего
"ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ: ВЗГЛЯД ГИГИЕНИСТА" 2021
ФГУП ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ГИГИЕНЫ ТРАНСПОРТА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Под редакцией член-корр. РАН М.Ф. Вильк и В.А. Капцова