<dd> Итак, приступим к кратким комментариям
эпохи классицизма в форме её соотнесения с античностью и барокко. (Те, кто здесь специалист, просим также обратить внимание на содержание статьи с целью нахождения возможных ошибок и неточностей.)
<dd> Вообще,
классицизм (от лат. classicus - классика, классическое искусство) - художественный стиль, ориентированный на формы
античной, прежде всего
греческой классики. Классицизм не локализован в какой-либо одной исторической эпохе или географическом регионе. Еще в
Древней Греции, в IV в. до н. э., художники начали обращаться к искусству VI в. как к своей классике. Эти тенденции сохранялись и в средневековье. Искусство
Возрождения в значительной части является классицизмом. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве
Франции XVII в., особенно в творчестве Н. Пуссена, почти на всем протяжении развития английского искусства, в большинстве
европейских стран в XVIII-XIX вв.
<dd> В искусстве Классицизма гармоническое единство разнообразных форм рождает удивительное чувство высшего совершенства, абсолютной завершенности и исключает даже мысль о том, что "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Медный всадник" М.-Э. Фальконе или Адмиралтейство работы А. Захарова могли бы выглядеть как-нибудь иначе. В подобных случаях зритель наслаждается ощущением законченной в себе, неизменной и не способной к дальнейшим изменениям красоты. Это дает ни с чем не сравнимое чувство стабильности в зыбком и меняющемся мире. Классическая форма вызывает ощущение причастности к высшему, Божественному Идеалу и поэтому
обладает магическим, религиозным воздействием. Однако
парадокс классицистического стиля заключается в том, что по мере естественного роста, развития, неизбежного усложнения форм, гармония целого так или иначе разрушается. Классицизм как идеальное состояние оказался крайне недолговечен и быстро перерождался в
Барокко.
<dd> В целом тенденции классицистического стиля в различные эпохи и в разных видах искусства показывают одно: стремление художника к идеалу за счет отказа от случайного, временного, изменчивого.
<dd>
Античность(от лат. antiqus - древний) - совокупность проявлений
греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. В этом смысле античность понимается как
интернациональное понятие. Термин "Античность" был принят в нач. XVIII в. во французском языке и первоначально означал особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Античность оказала огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу и искусство, философские взгляды всех народов Европы и на весь современный мир.
<dd>
Барокко (от итал. barocco - причудливый) - исторический художественный стиль середины XVI-XVIII вв.
в Европе. Зародившись в
Италии, этой колыбели художественного развития Европы Нового времени, стиль барокко распространился в другие страны Европы, приобретя национальные черты.
<dd> Формирование стиля барокко связано с кризисом идеалов эпохи Возрождения. Великие географические, астрономические, физические открытия XV-XVI вв. произвели переворот в развитии человеческой мысли, разрушили прежние представления, сложившиеся в античности и ставшие идеалом Классицизма о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. Человек уже не выглядел всемогущим, подобно Богу, творцом разумного и прекрасного, как полагали в эпоху Возрождения, а был всего лишь "мыслящим тростником", не способным своим разумом охватить мир, в котором он жил.
<dd> Эти новые настроения проникли и в искусство. Гармоничная ясность стала казаться скучной и неинтересной в сравнении с таинственной прелестью непознанного. Все
необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, слова "
жизнь есть сон" стали девизом эпохи.
<dd> Родиной Барокко стала Италия, потому что новый стиль зарождался в ходе усложнения архитектуры и живописи
Высокого Возрождения, возможности которого постепенно исчерпывались. Не случайно гений Возрождения Микеланджело становится одновременно и создателем Барокко. Роспись Сикстинской капеллы поразила современников новизной художественного решения.
<dd> Стиль Барокко характерен внутренним напряжением, экспрессией, динамизмом, живописностью, контрастами цветов и игрой светотени. Особенно ярко это стремление соединить мощь и неистовство натуры, чувственное восприятие мира с мистической атмосферой тайны проявилось у П.П. Рубенса. Идеал искусства Барокко - переживание бесконечности пространства, движение цвета и света, красота, к которой можно лишь приблизиться, но овладеть ею нельзя. Излюбленные темы и сюжеты -
исторические, героические, причем, религиозные и мифологические сюжеты трактуются также героические. Натюрморт, пейзаж, интимный портрет объявляются низшими жанрами. "Большой стиль", "большая манера" - излюбленные термины эпохи. Отсюда преобладание крупных форм, больших масштабов росписи (напрмер, плафоны), утяжеленных пропорций, огромное количество декора. Искусственная героизация и экзальтация приводили к тому, что самыми распространенными прилагательными, характеризующими стиль стали: роскошный, величавый, божественный, блестящий, великолепный.
<dd> По материалам
http://school.ort.spb.ru/bible/index.htm.
[Edited by Nilli (23-05-2000 at 12:00).]