Женщина - водолаз
Нина Соколова
В 1936 году Нина Соколова закончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта с дипломом инженера-гидротехника. Свое первое задание Нина Соколова получила на южном море в порту Сочи – в рамках работы в Экспедиции подводных работ особого назначения, ЭПРОН. Молодому инженеру поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Водолазы должны были проверять, как легли бетонные подушки. А Нина Васильевна – теоретически – должна была контролировать подводные работы. Но, Нина Васильевна потребовала подать ей водолазный костюм чтобы самой убедиться в правильности выполненной работы. В те времена женщин до водолазной специальности не допускали. Водолазный костюм женщина не сдвинет — он больше центнера весит. Костюм «трехболтовка», рассчитанный на мужчин ростом от 170 сантиметров, весил около 110 килограммов. Нина же при росте 157 сантиметров и весе 65 килограммов доказала обратное. В итоге за свою профессиональную деятельность она провела под водой 644 часа — почти месяц. Вопрос о подготовке водолазных курсов разрешающее ей подводные спуски до десяти метров рассмотрел начальник ЭПРОН – контр-адмирал Фотий Крылов. Но не взяв на себя ответственности – обратился за официальным разрешением к самому Михаилу Калинину. Разрешение было получено. После получения свидетельства, для Соколовой изготовили уникальный костюм, идеально подходящий по размеру. Правда, он был в два раза тяжелее неё самой. Но в историю она в итоге вошла не этим фактом – даже его перекрыл подвиг, который Соколова совершила во время Великой Отечественной, в блокадном Ленинграде. Ладога стала особой страницей в судьбе Нины и всей СССР. Озеро входило в стратегический план германского командования. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. Великая Отечественная застала её в Ленинграде: служила Нина Васильевна уже главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота. В задачу ее подразделения входило восстановление подводных коммуникаций после бомбежек, подъем затонувшего оружия, техники, продуктов. Штормы и немецкие самолеты отправили на дно Ладожского озера множество судов, и водолазы работали беспрерывно. Условия работы водолазов были ужасающими: скудный паек, холод и постоянные бомбардировки. Сама Нина была контужена близким взрывом в воде. Еще одной сложностью было близкое расстояние до немецких позиций. Приходилось всячески маскироваться, чтобы не попасть под прямой огонь противника. К слову, только мешков с зерном эпроновцам удалось поднять из воды более четырех тысяч, продовольствие направлялось в осажденный город. Так осенью 1941 года водолазы уже взялись протянуть по дну озера телефонную линию. Десять дней водолазы ЭПРОНа проработали на дне, но 30 октября надежная связь осажденного города со всей страной была установлена. И Нина Соколова решила, что раз можно проложить телефонную линию, то почему бы не проложить и бензопровод. Обычно укладка бензопровода осуществлялась самими водолазами, которые стояли на замерзшем озере от одного берега до другого и передавали бочки с горючим из рук в руки. Но ранее на одном из складов в Кронштадте был обнаружен особо прочный бронированный кабель. Со своим предложением, использовать этот кабель для трубопровода, Нина обратилась к Ивану Зубкову – одному их архитекторов Дороги жизни, и с ней он отправился в Государственный комитет обороны. Предложение было одобрено, и весной 1942 года закипела работа. Сама Нина Васильевна постоянно спускалась под воду. Все работы были проделаны за 43 дня. Были уложены трубы (21 км под водой, общая протяженность – 29 км), построены насосные станции, накопительные резервуары. Глубина закладки труб достигала 35 метров. С июня 1942 года по март 1943 года по подводному трубопроводу прокачали около 50 тысяч тонн горючего. Еще одним уникальным проектом, который смогла осуществить команда Нины Соколовой, стала линия электропередач до Волховской ГЭС. Той же осенью по дну озера было проложено несколько линий электрических кабелей, которые снабжали город электроэнергией. В эту же навигацию Нина была серьезно ранена. Соколова сразу после госпиталя включилась в работу по очистке рек и каналов. В 34 года получила очередное звание – инженер-полковник Военно-морских сил СССР. Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и Знаком Почета.
Это сообщение редактировалось 08.03.2025 в 12:02