Прибрежные черноморские страны ЕС Румыния и Болгария опасаются существенных изменений ситуации на Черном море, которые возможны в рамках масштабного соглашения между Россией и США, об этом Financial Times рассказали официальные лица из государств региона. Свои опасения они объясняют тем, что это расширит район оперативных действий российского флота.
Украина вытеснила российский флот из западной части Черного моря (это утверждение неверно, — прим. ИноСМИ), что стало одним из самых удивительных военных достижений Киева за три с лишним года вооруженного конфликта. Поэтому возникают предположения, что любое достигнутое соглашение будет выгодным для Москвы, сказали эти официальные лица. Оно может повлиять на безопасность этих стран, при этом их мнения никто не спросил.
"Это наш регион, и мы не станем доверять русским, если у них здесь будет больше свободы действий", — сказал один из чиновников.
Тем не менее главный представитель Трампа по России Стив Уиткофф вчера демонстрировал оптимизм.
"Я думаю, что в понедельник в Саудовской Аравии вы увидите реальный прогресс, особенно что касается прекращения огня по кораблям на Черном море между двумя странами", — заявил он в интервью Fox News.
Вместе с подписями премьер-министра Израиля Менахема Бегина и президента Египта Анвара Садата имеется подпись американского президента, Джимми Картера, в качестве свидетеля и гаранта выполнения договора, что служит юридическим обоснованием особой роли США в дальнейшем мирном процессе.
Кэмп-Дэвидские соглашения — это два документа, подписанные 17 сентября 1978 года в Кэмп-Дэвиде между Египтом и Израилем при посредничестве США. Они включали «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке».
На основании этих документов 26 марта 1979 года в Вашингтоне был подписан Египетско-израильский мирный договор, который положил конец войне между двумя государствами
"Трамп любит быстрые сделки, – сказал специалист по международным отношениям и консультант российского МИД Александр Дынкин. – Если он столкнется с большими трудностями, он может разочароваться и отказаться от решения этой проблемы".
Похоже, Путин делает все возможное, чтобы удержать интерес Трампа.
Встретившись в этом месяце в Москве с посланником Белого дома Стивом Уиткоффом, Путин передал ему "прекрасный портрет президента Трампа", заказанный у российского художника, как рассказал Уиткофф в интервью, опубликованном в субботу.
"Это было очень любезно", – сказал Уиткофф бывшему ведущему Fox News Такеру Карлсону.
Что касается Украины, то Путин не собирается отступать от своих долгосрочных целей. Они включают гарантии того, что Украина никогда не вступит в НАТО, отката западного альянса из Центральной и Восточной Европе, ограничения вооруженных сил Украины и определенный уровень влияния на внутреннюю политику страны.
Директор Института мировой экономики и международных отношений в Москве Федор Войтоловский сказал, что Россия будет искать "путь" к более широкому соглашению, прежде чем согласится на прекращение огня.
Он также считает, что Россия могла бы принять условие размещения миротворческих сил ООН на Украине, если в их состав не войдут войска из стран НАТО.
"Для России важнее долгосрочная перспектива, чем тактическое прекращение огня, – сказал Войтоловский, который входит в состав консультативных советов при Министерстве иностранных дел и Совете безопасности РФ. – Мы можем прийти к модели, которая позволит России и США, России и НАТО сосуществовать, не вмешиваясь в сферу интересов друг друга".
Чтобы добиться такой сделки, Россия опирается на деловой подход Трампа. Федор Войтоловский утверждает, что широкое соглашение по Украине является необходимым условием американо-российского сотрудничества, и что Трамп "как бизнесмен" понимает, что российские активы в настоящее время являются недооцененными.
Российский специалист по международным отношениям Александр Дынкин считает, что Кремль может исключить США из списка "недружественных стран", который ограничивает возможности американских компаний вести дела в России.
По его словам, Москва особенно заинтересована в переговорах по авиационному сектору, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются российские авиакомпании при обслуживании своих самолетов американского производства. Например, Соединенные Штаты могли бы разрешить экспорт запчастей для самолетов и восстановить прямые рейсы в Москву, а Россия могла бы разрешить американским авиакомпаниям полеты над Сибирью, которые США не могут осуществлять с 2022 года.
Переговоры российской и американской делегаций, стартовавшие 24 марта, продолжались около 12 часов. Агентство Reuters со ссылкой на источник Белом доме сообщало, что по итогам переговоров «наблюдается прогресс» и вскоре будет сделано «позитивное заявление». Но пока содержательных заявлений от обеих сторон не последовало. Что известно о прошедшем раунде переговоров?
Член российской делегации, сенатор Григорий Карасин заявил ТАСС, что у него осталось впечатление «такого конструктивного диалога».
«Обсуждалось все, был насыщенный, непростой диалог, но весьма полезный для нас и для американцев», — заявил сенатор, ранее занимавший пост замглавы МИД России.
По его выражению, «далеко не всё решили, не во всем согласились», но сам разговор был «своевременным» с учетом прихода к власти новой администрации США и «новых политиков, которые приехали на встречу экспертных групп».
Ожидалось, что утром во вторник американская и российская стороны опубликуют совместное заявление, однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что содержание прошедших переговоров «публичиться» не будет.
Глава МИД России Сергей Лавров в свою очередь рассказал, что прежде всего на переговорах обсуждались вопросы безопасного судоходства на Черном море. Он уточнил, что Москва выступает за возобновление черноморской инициативы «в более приемлемой для всех форме», но ей нужны «четкие гарантии» для возобновления соглашения.
Спецпредставитель президента США Стив Уиткофф в интервью телеканалу Fox News упоминал, говоря о повестке переговоров, не только энергетическую инфраструктуру, но и цели в акватории Черного моря: «Я думаю, что оба этих вопроса уже согласованы с россиянами. Я, конечно, надеюсь, что украинцы согласятся на это».
Об этом же говорил в интервью CBS cоветник Белого дома по национальной безопасности Майк Уолтц. По его словам, США рассчитывают достичь соглашения о прекращении огня в Черном море, чтобы Россия и Украина могли нормализовать торговлю зерном и топливом.
Второй важный вопрос, по словам Уолтца, состоит в замораживании линий фронта «там, где они есть в данный момент». «И затем, конечно, будут обсуждаться более широко детали постоянного и прочного мира, то, что украинцы называют гарантиями безопасности», — заявил Уолтц в эфире CBS.
Россия отправила в Саудовскую Аравию двух не самых очевидных, если судить по их сегодняшним должностям, переговорщиков: сенатора от Сахалинской области Григория Карасина и советника директора ФСБ Сергея Беседу. Беседа покинул пост главы Пятой службы ФСБ только в 2024 году и теперь занимает пост советника директора ФСБ.
сенатором 75-летний Григорий Карасин стал только шесть лет назад, а большую часть своей карьеры он посвятил работе в дипломатических структурах. Карасин — выпускник Института восточных языков МГУ, он начал работать в МИД еще в начале 1970-х, в советское время дослужился до советника посольства в Великобритании. Затем Карасин стал занимать руководящие посты. С 1993 по 1996 годы он работал пресс-секретарем МИД, а во второй половине десятилетия был заместителем министра — сначала Евгения Примакова, потом Игоря Иванова. После этого он провел пять лет послом в Лондоне, а с 2005 по 2019 год занимал пост статс-секретаря — замминистра иностранных дел. Наконец, в 2019 году он оставил дипломатическую службу и стал членом Совета Федерации.
С 2022 года Карасин находится под санкциями США, ЕС, Великобритании и Украины за одобрение полномасштабного вторжения в Украину и ратификацию аннексии украинских регионов в Совете федерации. В своих последних интервью Карасин последовательно придерживался антизападной риторики: например, обвинял США в развале СССР, а первого российского главу МИД Андрея Козырева называл «послушной американцам фигурой» с «никчемной судьбой».
По данным Reuters, проект совместного заявления был отправлен в Москву и Вашингтон для одобрения.
От этого раунда не ждали каких-то прорывных заявлений: Владимир Зеленский говорил о «техническом» характере встречи, а Россия отправила в Саудовскую Аравию чиновников не самого высокого ранга.
Переговоры стартовали в воскресенье: американская делегация встретилась с украинской. В понедельник прошел второй этап — российско-американская встреча.
Специальный посланник Дональда Трампа по Украине Кит Келлог на прошлой неделе рассказал о формате переговоров.
«Будут проходить непрямые дискуссии. Одна группа будет находиться в этой комнате, а другая — в другой. И они будут заниматься переговорами — это челночная дипломатия в одной гостинице. Так это и будет работать. Мы выясним у всех, каковы их позиции», — сказал Келлог.
Договоренности о безопасности судоходства вступят в силу после снятия части ограничений против России — Кремль
Кремль выпустил официальное заявление по итогам переговоров в Саудовской Аравии. Россия подтвердила все пункты, опубликованные ранее Белым домом.
Однако в заявлении Кремля указывается, что пункт о безопасности судоходства вступает в силу только после того, как будут сняты некоторые ограничения. Вот эти условия:
Снятие санкций с Россельхозбанка и иных финансовых организаций, задействованных в обеспечении операций по международной торговле продовольствием (в том числе рыбопродукцией) и удобрениями, их подключение к SWIFT, открытие необходимых корреспондентских счетов;
Снятие санкций с компаний-производителей и экспортеров продовольствия и удобрений;
Снятие ограничений на обслуживание в портах судов и санкций с судов под российским флагом, задействованных в торговле продовольствием и удобрениями;
Снятие ограничений на поставки в Россию сельскохозяйственной техники, а также других товаров, задействованных в производстве продовольствия и удобрений.
Стив Уиткофф: Ну, во-первых, я думаю, что самый большой вопрос в этом конфликте — это так называемые четыре региона. Донбасс, Крым… Вы знаете эти названия...
Такер Карлсон: Луганск...
Стив Уиткофф: Да, Луганск. И есть еще два других. Они русскоязычные. Там были референдумы, на которых подавляющее большинство людей заявили, что хотят быть под российским управлением.
Такер Карлсон: Да
Стив Уиткофф: Я думаю, что это ключевой вопрос этого конфликта. Так что это самое первое, что должно решиться — и у нас идут очень-очень позитивные дискуссии — и Россия [эти территории] контролирует.
Такер Карлсон: На самом деле некоторые из этих территорий сейчас, с российской точки зрения, являются частью России, верно?
Стив Уиткофф: Верно. Но это всегда было так.
Такер Карлсон: Вы думаете, россияне хотят пройти маршем через Европу?
Стив Уиткофф: 100% — нет.
Такер Карлсон: Зачем им это нужно? Мне бы эти страны не понадобились. Ну скажите, зачем им это?
Стив Уиткофф: Во-первых, зачем им нужно поглощать всю Украину? С какой конкретно целью? Им не нужно поглощать Украину. Это будет как оккупация Газы. Хотят ли на самом деле израильтяне оккупировать Газу до конца своей жизни? Они этого не хотят. Они хотят там стабильности. Но у россиян уже есть то, что им нужно. Они получили — получили назад — эти пять регионов. У них есть Крым, они получили то, что хотят. Зачем им нужно еще?
Из телефонной беседы лидеров стран стало понятно, что Россия продолжает демонстрировать стремление к миру и не отказывается от идеи перемирия, однако будет твердо настаивать на своих условиях. Судя по комментариям из Белого дома, американцы не обиделись. И теперь дело даже не в том, чем конкретно они ответят. Решить проблему сходу не удалось, но открылась – об этом сказано, и местом будет Ближний Восток – перспектива переговоров. К чему и стремилась изначально российская сторона.
Марат Баширов, политолог, профессор ВШЭ
Есть вопросы, которые касаются совершенно других кейсов
...
То, что касается Украины, вы знаете, там просто договориться было бы, вот мы зависим сами от себя: то есть решили сделать так, сделали вот так, вообще никого не спрашивая.
А вот Трампу, например, для того, чтобы адекватно ответить на наши действия, ему нужно договариваться с третьими сторонами. Этих третьих сторон там очень много: это европейские страны, это разные группы влияния на Украине. Все считают, что там Зеленский бог, царь и герой. Нет, это не так. И вот это создает определенные сложности для продвижения. Но это сложности Трампа, это не наши сложности.
То, что они приняли решение перестать бить по энергетике, ну, прямо скажу, нам это выгодно. Все, что там было опасного для нас с точки зрения вопросов безопасности, мы почти все уничтожили.
Все остальное фактически работает в очень ограниченном режиме и все время требует маневров между обеспечением потребностей населения и промышленности. Подвижной состав, тот, который на электрической тяге, в значительной степени обездвижен.
А вот они бьют как раз по тем объектам, которые работают на наш внутренний рынок, во-первых. А во-вторых, они бьют по… например, ударили по нефтепрокачивающей станции, а она качала нефть казахстанскую в Новороссийск. Соответственно, казахи пострадали. Они ударили по станции, которая качала нефть по нефтепроводу «Дружба». Соответственно, те, кто покупали нефть, в ту же Польшу же все это идет, ну, соответственно, они пострадали. Мы, как ответственная сторона поставки, конечно, заинтересованы в том, чтобы нефть туда уходила, и казахстанская, и наша через нефтепровод «Дружба».
Поэтому вот с этой точки зрения, мне кажется, очень важно именно понимать, о чем они говорили. Так долго люди про украинский кейс бы не говорили. Там очень широкая повестка. Посмотрим, что будет происходить в ближайшее время с точки зрения контактов, в первую очередь, президента Трампа, потому что вот эти третьи стороны, они во многом не на его стороне. Вот в чем дело.
Позже журналисты спросили пресс-секретаря Белого дома Каролайн Ливитт о том, что имел в виду Трамп, и она ответила: «На границе России и Украины есть электростанция, которая была предметом обсуждения с украинцами, и мы коснемся этого во время этого звонка с Путиным». Она уточнила, что речь идет об атомной электростанции.
В среду, после телефонного звонка между Трампом и Зеленским, государственный секретарь США Марко Рубио и советник по национальной безопасности Майк Уолтц заявили, что во время этого разговора «президент Трамп также обсудил электроснабжение Украины и атомные электростанции».
«Он сказал, что Соединенные Штаты могли бы быть очень полезны в управлении этими электростанциями, с их экспертными знаниями в сфере электричества и коммунальных услуг, — было также сказано в заявлении. — Американское владение этими станциями было бы наилучшей защитой этой инфраструктуры и поддержкой для украинской энергетической инфраструктуры».
После таких заявлений Белого дома об украинских АЭС также спросили у министра энергетики США Криса Райта. На теоретический вопрос, возможна ли такая передача, тот ответил, что США готовы взять управление украинскими АЭС, если это поможет достичь мира.
«Мы имеем огромный технический опыт в Соединенных Штатах, чтобы управлять этими станциями. Я не думаю, что для этого нужны военные... Как нам принести мир в Украину? Как сделать так, чтобы эти боевые действия прекратились? Что нужно, чтобы обе стороны сложили оружие? Если это поможет достичь этой цели, пусть США управляют атомными электростанциями в Украине. Без проблем, мы можем это сделать», — заявил Райт в комментарии Fox News.
Днем 20 марта Зеленского еще раз спросили, может ли идти речь о передаче США всех АЭС Украины.
«Я видел в прессе месседжи, что в целом все атомные станции. Мы это не будем обсуждать. У нас работают 15 блоков, это принадлежит нашему государству. Мы присоединены к европейской энергосети. Для нас это гарантии энергобезопасности», — отрезал Зеленский.