sezam> Запуск маршевого двигателя - это:
sezam> 1) собственно, горение очень гремучей смеси, практически взрыв.
sezam> 2) сильные перегрузки на конструкцию
При запуске давление нарастает до тех пор, пока массовая скорость выгорания топлива не сравняется с расходом через сопло.
Поскольку увеличение давления может превысить давление подачи топлива, расход уменьшается, скорость выгорания становится меньше скорости истечения и давление в камере падает.
Такой процесс изменения давления повторяется несколько раз, но все с меньшими перепадами, пока не выравняется давление.
относительное увеличение давления в камере при пуске определяется:
P.кmax/P.к = тау.з * m`.пуск/(тау.п * m`),
где тау.з - время задержки воспламенения, m`.пуск - расход топлива при пуске, тау.п - время пребывания ПС в камере, m` - расход топлива
для определенной камеры величины m`, P.к и тау.п - постоянны, так что снизить давление во время пуска можно за счет тау.з и m`.пуск
тау.з снижают за счет подачи топлива с опережением окислителя, предварительным подогревом топлива.
Так вот, у двигателя взлетной ступени ЛМ опережение подачи окислителя на старте перед подачей горючего составляло от 40 до 50 миллисекунд.
А главные клапаны открывались давлением подачи топлива, то есть подача топлива плавно нарастала на старте, постепенно увеличиваясь.
PS
кстати, если у Сатурнов все двигатели на старте запускались бы одновременно, это привело бы к большим динамическим нагрузкам и вибрациям, опасным для конструкций, поэтому двигатели запускались попарно (с двух сторон), например для Сатурна-I через 100 мсек старт каждой пары.
Taras66> От подобных ситуаций есть простое лекарство - дублирование критически важных систем.
Вот они так и пишут:
Redundancy of vital components in both propulsion section (LM) provides a high reliability factor.
"Apollo operations handbook lunar module. Vol.1 - subsystems data"
два гелиевых бака для наддува, если один откажет - можно перекинуть со второго, по два главных клапана на подаче, по два пироклапана, и т.п.