стр 100
Инвестиционная активность в высокоразвитых странах Здесь мы вынуждены ограничиться лишь самым кратким обзором некоторых предикторов инвестиционной активности в экономически высокоразвитых 8 странах (см. Рис. 3.6):
Как мы видим, некоторые предикторы высокого уровня инвестиционной активности оказываются прямо противоположными тем, что наблюдаются применительно ко всему миру в целом и к слаборазвитым странам в частности. Обращает на себя внимание прежде всего то, что в экономически высоко развитых странах большой вклад сельского хозяйства в ВВП и высокий процент занятых в сельском хозяйстве являются предикторами высокого уровня инвестиционной активности. Отметим также то, что высокий процент занятых в сфере услуг демонстрирует здесь сильную отрицательную корреляцию с уровнем инвестиционной активности, в то время как мы видим здесь достаточно сильную положительную корреляцию с занятостью в сфере промышленности и с вкладом обрабатывающей промышленности в ВВП.
Отметим также, что наперекор распространенному среди части российской элиты убеждению высокие военные расходы в экономически высоко развитых странах являются фактором не роста, а уменьшения инвестиционной активности, следовательно их рост ведет вовсе не к ускорению (как это модно считать), а к замедлению экономического роста высокоразвитой страны.
стр 102-103
Распространенность коммуникационных и информационных технологий.
Среднеразвитые страны
Как уже отмечалось, инвестиционная привлекательность развивающихся и среднеразвитых государств находится в сильной зависимости от инфраструктурных условий; при этом в современном мире особую роль здесь играет уровень развития и распространенности телекоммуникационных и информационных технологий. В качестве особенно сильных факторов инвестиционной активности эти показатели выступают именно применительно к среднеразвитым странам (см. Рис. 3.7):
Как мы видим, проделанный нами предварительный анализ заставляет предполагать, что правительства среднеразвитых стран могут добиться роста инвестиционной активности в своих странах, скажем, через обеспечение ускоренной «интернетизации» этих стран с большей эффективностью, чем следуя стандартным рецептам учебников «экономике», настоятельно рекомендующих это делать через такие меры, как снижение инфляции или реальной ставки процента.
Отметим, что и в среднеразвитых странах одними из мощнейших факторов роста уровня инвестиционной активности оказываются самого разного рода показатели развития системы образования (от дошкольного до
высшего - но все-таки особенно начального и среднего) (см. Рис. 3.8):
стр 102-103
Как мы видим, для среднеразвитых стран уровень и качество развития системы образования (и в особенности образования начального и среднего) являются значительно более сильными предикторами уровня инвестиционной активности (а значит, и темпов экономического роста), чем такие традиционно считающиеся наиболее важными факторы, как реальная ставка процента, инфляция и уровень налогообложения.
Таким образом, для среднеразвитых стран рост государственных расходов на образование19 представляется в тенденции экономически целесообразным, даже если он достигается путем некоторого роста инфляции
или налогов на прибыль.
Обращает на себя внимание то, что корреляция между долей прибыли, уплачиваемой бизнесменами в виде налогов, и уровнем инвестиционной активности для среднеразвитых стран не только крайне слаба (и статистически незначима), но и находится в направлении, прямо противоположном тому, что предсказывается экономической теорией. Корреляция эта не отрицательная, а положительная. Подобный результат представляется парадоксальным лишь на первый взгляд.
Действительно, для среднеразвитых стран особенно характерна такая ситуация, что высокие значения инвестиционной активности и темпов экономического роста в них оказываются практически недостижимыми
без сильной государственной политики, направленной в том числе и на поддержание достаточно высокого уровня государственных систем образования и здравоохранения - как можно видеть в Табл. 3.3, уровень инвестиционной активности в среднеразвитых странах демонстрирует стати20стически значимую положительную корреляцию с таким показателем, как государственные расходы на здравоохранение, и еще более статистически значимую отрицательную корреляцию с негосударственными расходами на те же цели.
Действительно, одним из важнейших факторов высокого уровня инвестиционной привлекательности среднеразвитых стран является наличие там относительно дешевой, но при этом достаточно квалифицированной (и, видимо, стоит добавить, достаточно здоровой21) рабочей силы.
Последнее же достигается в этих странах прежде всего за счет достаточно развитых государственных систем образования и здравоохранения.
Поэтому в таких условиях снижение налогов на прибыль, если оно достигается за счет недофинансирования этих систем, будет несколько парадоксальным образом вести к снижению инвестиционной привлекательности соответствующих стран, а вот некоторое повышение этих налогов может привести даже к некоторому росту инвестиционной активности (конечно же, если полученные средства будут эффективно использованы
на совершенствование государственных систем образования и здравоохранения и других факторов инвестиционной привлекательности соответствующих стран) .
Это сообщение редактировалось 29.08.2019 в 11:56