Iva> особенно контранступлениями 1942 года Ржев, Харьков и т.д.
Под Ржевом немцам грозило окружение всей группы армий "Центр". Не хватило считанных километров. Чтоб этого не допустить немцам пришлось издать свой вариант приказа "Ни шагу назад!", организовать заградотряды, расстрелы отступивших без приказа на месте, и штрафные части для заслуживших второй шанс. Но самое главное - им пришлось спалить на том направлении все свои резервы, и Сталинграду помочь уже было нечем.
Iva> выигрывали в 1941-42 глубокими отходами, изматывали немцев в оборонительных боях.
Глубокими отходами войну можно только проиграть. Выигрывали контратакуя наступавшего противника. Именно этими контрнаступлениями, тактическими, оперативными, а потом и стратегическими немцев и изматывали, а не сидя в обороне. Именно угроза контрударов и не давала немцам выполнять план "Барбаросса". Из-за этого же группа армий Центр и не смогла пойти на Москву, так как ей грозил фланговый контрудар с юга.
Iva> в контрнаступлениях изматывали себя.
Нет. Изматывали именно противника. Это в обороне можно измотать только себя не особо изматывая противника. А контрнаступление - вид боя, в котором противник несет намного большие потери, а самое главное - вынужден корректировать свои планы не так, как ему бы этого хотелось.
Iva> Сталинград единственное удачно исключение
Дохрена таких исключений наберется. Одесса, Керченско-Феодосийский десант, Ельня, Тихвин, Барвенково, Калинин, серия контрнаступлений с московского направления. Взятие Москвы немцам сорвали советские контрнаступления. Взятие Ленинграда сорвало контрнаступление, оно же не дало немцам полностью изолировать Ленинград, открыв дорогу жизни. Даже оборонительную фазу Сталинградской битвы и успех будущего контрнаступления обеспечивали активные контрнаступательные действия советских войск в степях к югу и северу от Сталинграда, которые никак не давали немцам сосредоточиться собственно на взятии Сталинграда и стянуть туда все свои силы.