тащторанга-01>> Трофейные СВТ пользовались в Вермахте популярностью, потому что немецкая педантичность позволяла их юзать без проблем, наши бойцы требующую ухода "светку" не любили, предпочитая ей старую надежную "мосинку".
Lot-2> Спорно и даже очень.
Она требовала от своего владельца не только технической грамотности, поскольку нуждалась в достаточно тонкой настройке в зависимости от времени года, но и тщательного ухода и постоянного внимания, так как была настоящей чистюлей. Даже слишком густая смазка могла повредить СВТ-40, не говоря уже об окопной грязи.
К тому же токаревская самозарядка была достаточно сложной системой с точки зрения конструкции: почти полторы сотни деталей, в том числе несколько десятков довольно мелких, и два десятка пружин. Управиться со всей этой машинерией мог далеко не каждый даже довоенный призывник Красной армии. Согласно воспоминаниям военачальников предвоенной поры, даже в частях западных округов, куда в первую очередь после принятия на вооружение стали поставлять СВТ-40, к началу войны ею по-настоящему овладели далеко не все рядовые бойцы. А ведь «Света» согласно предвоенным планам, должна была стать основным оружием стрелковых подразделений Красной армии, полностью заменив заслуженную «мосинку» образца 1891/1930 годов. Но война внесла свои коррективы в эти задачи. По документам, войска недосчитались почти миллиона единиц этого оружия, оставшегося на поле боя после отступления на восток. Потери личного состава компенсировались за счет массовой мобилизации, но новые бойцы не проходили достаточной стрелковой подготовки, не говоря уже о том, чтобы всерьез овладеть такой сложной техникой, как винтовка Токарева. Им требовались более простые трехлинейки, и было принято непростое решение: сворачивать выпуск СВТ в пользу расширения производства винтовок Мосина. Так что в 1942 году заводы выдали всего 264 148 единиц обычных СВТ-40 и 14 210 снайперских.
У снайперов токаревская винтовка высоким спросом не пользовалась: слишком заметно сказывалась работа автоматики на кучности и эффективной дальности стрельбы, а огневая мощь — не тот показатель, который важен для снайперской работы.
В вермахте же СВТ была принята на вооружение под именем Selbstladegewehr (дословно: «самозарядная винтовка») 259 (r), где эта буква означала страну производства — Россию. Немецкие солдаты, испытывавшие нехватку автоматического оружия, оценили эти винтовки с первых дней войны, с явной завистью отмечая, что русские, в отличие от них, почти «поголовно вооружены ручными пулеметами» (так, в частности, писал своим родным один немецкий солдат, оказавшийся на Восточном фронте).