Рассмотрев несколько различных вариантов, Синклер остановился на уже опробованной им системе с электростатическим отклонением луча. Ее преимуществом по сравнению с обычными электронно-лучевыми трубками (CRT) было пониженное энергопотребление. Такие трубки использовались в осциллографах и других приборах. Однако их недостатком были значительные размеры (длина) отклоняющей системы. Для системы с плоским экраном это было неприменимо. Тогда было найдено решение: развернуть электронную пушку и отклоняющую систему параллельно экрану. Сам экран разместили на задней стенке трубки, оставив прозрачным окно, через которое было видно изображение.
Расплатой за эти нововведения были значительные геометрические искажения картинки. Кроме того, электростатическая система была очень чувствительна к любым отклонениями и требовала использования особо стабильных компонент. Но самой большой проблемой являлся размер экрана. Используемая технология позволяла сделать его размером чуть больше почтовой марки, но при увеличении размеров сложность изготовления и настройки увеличивались многократно. Сделать такую систему дешевой было невозможно. Не была решена и проблема энергопотребления, потому что электронная пушка требовала катода с подогревом. К тому же, масса хоть сколько-нибудь большого экрана возрастала из-за увеличения толщины защитного стекла. Для переносных компьютеров с автономным питанием все это совершенно не годилось.
Невозможность получить приемлемый результат выяснилась только к концу проекта, когда Sinclair Research, помимо правительственных денег, истратила 4 миллиона фунтов стерлингов. Это случилось осенью 1983 г, однако Синклер решает довести дело до производства. В декабре того же года анонсируется телевизор TV80, который планируется продавать по цене £79,95.
Cathode Ray Tube is described as a goal-directed invention rather than a flash of intuition. The basic problem was to scan the CRT face by some method other than the angular deflection of the standard CRT, with its large conical volume. The method adopted was to bring the beam on a path parallel to the phosphor screen until it was close to the required screen position, and then turn it through a right angle by manipulating voltages on electrodes parallel to the screen and perpendicular to the beam. This was demonstrated successfully on a laboratory model, but financing and patent protection became problems just as difficult as the technology; tubes for military use were successfully produced, but the transition to the civil marker was never achieved.
Эйдофор (англ. Eidophor) — светоклапанный видеопроектор, пригодный для получения телевизионного изображения на экранах кинотеатральных размеров. Название составлено из греческих слов ειδω и φορέας, означающих «изображение» и «носитель». В основе технологии лежит деформация поверхности вязкой жидкости коммутирующим её электронным лучом. Полученные микроскопические неровности преобразуются в изображение специальной щелевой оптикой.
Принцип действия
Технология разработана в 1939 году в Высшей технической школе Цюриха, под руководством Фрица Фишера[1]. Первый действующий образец был изготовлен в 1943 году, а американский патент № 2 391 451 получен 25 декабря 1945 года[2]. В послевоенные годы с проекторами типа «Эйдофор» экспериментировали кинокомпании «Парамаунт Пикчерз» и «XX век Фокс», пытавшиеся создать сеть «телевизионных кинотеатров», в которые фильмы передаются централизованно по телевизионному каналу повышенной чёткости. Наряду с созданием широкоэкранных кинематографических систем этот шаг был ещё одним способом снизить убытки из-за оттока зрителей из кинотеатров, связанного с распространением телевещания[3]. Однако из-за отказа FCC выделить частоты для кинопрокатчиков, проект потерпел неудачу.
В проекторах системы «Эйдофор» световой поток создаётся не люминофором, как в кинескопах, а мощным источником света, яркость которого модулируется специальной электронно-лучевой трубкой. Слой электропроводящего масла, нанесённого на полусферическую зеркальную мишень внутри этой трубки, освещается через узкие щели другого плоского отражателя мощной угольной дуговой или ксеноновой лампой[4]. Отражатель находится в фокусе сферической мишени таким образом, что свет, прошедший через его щели, возвращается на непрозрачные отражающие полосы и затем обратно к лампе. Поэтому без воздействия на жидкость электронного пучка свет не достигает экрана из-за гашения оптической системой. При появлении видеосигнала мишень получает от пучка пропорциональный статический заряд, приводящий к деформации поверхности масла и изменению направления отражения. Чем сильнее ток электронного пучка, тем больший статический заряд получает соответствующая точка мишени, сильнее искажая поверхность жидкости и отклоняя свет[5].
Отклонение лучей искажённой поверхностью масла позволяет им, благодаря Шлирен-эффекту, попадать на экран. В результате на последнем создаётся контрастное изображение, яркость которого зависит только от мощности осветительной системы. Поэтому световой поток проекторов «Эйдофор» примерно в 80 раз выше, чем этот же параметр у лучших видеопроекторов с кинескопами повышенной яркости[1]. Вязкость масла, носящего такое же название, как и вся технология, подбирается таким образом, чтобы форма его поверхности сохранялась в течение длительности всего телевизионного поля[6]. Для получения цветного изображения вначале использовалась система цветного телевидения с последовательной передачей цветных полей, разработанная телекомпанией CBS[7]. Однако, из-за недолгой эксплуатации такого стандарта, после принятия системы NTSC проекторы «Эйдофор» начали строить на основе трёх одинаковых трубок. Каждая из них формирует своё частичное цветоделённое изображение, которое проецируется отдельным объективом через соответствующий светофильтр[8]. Проекторы этого типа позволяют воспроизводить изображение на экранах площадью до 50 квадратных метров с чёткостью до 1000 строк[6].
This Philips IARC CRT was part of an HDTV projector produced for
the European Eureka Project. The first High Definition system
based on the HD-MAC system. Only 100 tubes were produced for
projectors used all over Barcelona during the Olympic games of
1992. This is the green model of the three tubes used.
(green, red, blue)
The face has a strange color scheme due to the vaporized spectral
filter combined with the hollow faceplate to increase the light output.
It is obvious that the great merit of projection television is the large size of the picture which is obtainable from apparatus of relatively small dimensions. Equally obviously, it has the advantage over many directly-viewed systems of providing flat picture. In the Philips Type 600 A the picture obtained measures 13½ in by 10 in. This is about the size obtainable on a 16 in tube but it appears on a flat surface whereas the face of a 16 in tube would almost inevitably have a considerable curvature. As shown in the photographs the viewing screen is fixed to the cabinet and the picture is projected on to its back by an optical system. The tube is of some 2½ in diameter and operates with a final-anode supply of 25 kV.