Тема размещается в «Радостях жизни» так как предлагается обсуждать возможность и желание похода в эту местность, а не довоенную фортификацию и политику СССР на Карельском перешейке – дополнительная информация по этим вопросам готовится для бумажной публикации и распространятся пока не будет.
Начнем издалека:
В ясный морозный день зимы 1936 года казалось ничто не должно разрушить звенящую тишину вокруг маленького Финского пограничного кордона на Карельском перешейке у Ладожского озера. Со стороны царства большевиков к кордону подходили бескрайние непроходимые болота, даже названия которых (например: болото «Непреодолимое») говорило о многом. Давно уже закончились события связанные с Ингерманландской республикой, а после того как в 32 году СССР вообще выселил местное население из пограничных территорий Карельского перешейка и прекратился поток контрабандистов, на кордоне наступило полное спокойствие длившиеся годами. Лишь время от времени одинокий Финский штабной офицер перебегал границу, выравнивая на бегу папки с секретными планами строившейся линии Маннергейма (предварительно аккуратно припарковав свой автомобиль у здания погранзаставы).
Но в этот день началось светопреставление – с утра, на болотах(!), практически вплотную к линии границы застучали топоры, завизжали пилы, тысячами голосов зазвучал русский мат.
Так что же происходило в стране победившего интернационала? На учениях в начале 30-х выяснилось, что зимой болота в этой местности все-таки проходимы для пехоты и 3-х дюймовой артиллерии. Возникла опасность внезапной атаки основного рубежа Карельского укрепленного района прикрывающего подходы к городу Ленина. Задумался тут начальник Генштаба РККА командарм 1 ранга (будущий маршал) Шапошников – как бы противнику и тут насолить? Из бетона на болте ведь ничего не построишь? Дал задание инженерам строителям, и придумали они блокгаузы – два деревянных сруба поставленные друг в друга, пространство между стенами и потолками в 1,5 метра засыпалось камнем, а внутрь ставилось до 4 пулеметов Максим. Вот как выглядело это на чертеже:
http://s40.radikal.ru/i090/1005/9c/6be1718899de.jpg [not image]
При испытаниях выяснилось, что такая конструкция запросто выдерживает прямое попадание 122 мм снаряда. Вот фотография опытного расстрела такого сооружения такими снарядами – внутренний обьем сооружения не пострадал и способность стрелять оно сохранило:
http://s57.radikal.ru/i155/1005/7e/21630a8b7c8c.jpg [not image]
Такие Блокгаузы были расположены друг от друга на расстоянии 2 км максимум вдоль всей линии болот – практически беспрерывной от Ладоги до Финского залива. Служба в них была не сахар – весной в некоторые из них было невозможно попасть в принципе – строились дороги, гати – на болотах буквально создавались целые военные городки.
Не буду тратить время на описание событий 39-40 года. В 41–же наши войска, отступавшие на линию старой госграницы не успели занять большинство этих сооружений. В занятых не разобрались в сложной системе огневого взаимодействия между блокгаузами – на этом передовом рубеже КаУРа погиб целый наш полк.
ПОСЛЕДНЕЙ(!) известной фотографией этих сооружений была вот эта – Финский солдат отдыхает под пулеметной амбразурой захваченного блокгауза:
В 44 году Финны оставили эти сооружения без боя – территория после войны была отведена под поля падений снарядов Ржевского артиллерийского полигона и остается за ним и по сей день. С ростом числа безбашенных племен занимающихся собирательством (я имею в виду грибников, ягодников и поисковиков) Военные разрушили въезды на большинство дорог построенных тут в 30-е. Только редкие охотники и браконьеры тревожили эти места в течение послевоенных десятилетий.
Прошло полвека…
В последний час крайней Питерской авиабазовки возникло предложение придумать что-нибудь поинтересней, чем совместное распитие спиртных напитков. Мой отравленный алкоголем мозг внезапно родил идею – а не найти ли эти блокгаузы? Такие сооружения ведь не могли просто исчезнуть в такой местности?
Воображение быстро нарисовало картину веселой пешей прогулки по вековому лесу с попиванием пива…. Чуть покосившейся блокгауз с подернутой путиной пулеметными станками....Нахождение скелета пулеметчика прикованного цепями….
Идея была принята единогласно. Утром, однако, никто не перезвонил….
Тем не менее, маршрут начал прорабатываться – сразу стало ясно, что пешая прогулка не совсем реальна – светового дня может не хватить. С другой стороны на космоснимках просматривалась дорога с мостами(!) подходящая в район как минимум трех сооружений (всего, на этом участке их было двенадцать) напрашивался вариант использования велосипедов. Уже не раз побыв в этих местах ранее пришло и понимание и что Питерские авиабазовцы не настолько плохие люди, чтобы тащить их в эти места без разведки маршрута. Вчера эта разведка состоялась, разделил со мной большую часть тягот маршрута участник дружественного сайта vif2ne Олег Тульнов – он же был и основной носитель Архивной информации. Вот результат:
Начало маршрута – проезжаем мимо сооружения основного рубежа Карельского Ура – полукапонира под два 76 мм орудия постройки начала 30-х. Сооружение теперь находится на территории дачи известного чиновника и осмотру не подлежит, снято издалека…
Вот как по факту выглядит не менее 40% дороги к линии фронта:
Вот сооружение, которое на космоснимке читалось как автомобильный мост:
Противотанковый ров предвоенной постройки(!) – даже в такой местности ожидалось появление гусеничных машин.
Момент окончательной капитуляции идеи использования «железных коней» - дальше пошли пешком, проваливаясь по колено – однако болота уже достаточно прогрелись: